Оснащение классов: инструкции для общения
- Плакаты с картинками дают визуальную информацию, помогают общаться неговорящим или неслышащим детям.
- Плакаты с картинками могут быть универсальными для движений, еды и основ общения;
Дополнительная визуальная помощь ученикам с особыми потребностями:
Жёлтые линии на ступеньках:
Левая сторона = движение вниз
Правая сторона = движение вверх
Оснащение класса: Парты
- Высоту парт можно регулировать: поднимать или опускать.
Двери:
- Дверные проёмы расширены для свободного прохождения инвалидного кресла.
Удобства: ванные комнаты
- Ванные комнаты переделаны: унитазы, раковины, бумажные полотенца и поручни стали ниже.
Доступ в учебные классы и перемещение по всей территории школы:
- У всех учеников есть свободный доступ к школе, в классы, в столовые, на игровые площадки.
Транспортная доставка:
- В соответствии с законом об образовании людей с особыми потребностями, если школа предоставляет транспорт обычным ученикам, то ученику со специальным учебным планом также нужно предоставить транспорт.
- Ученики с особыми потребностями наделены правом на транспортировку в соответствии с федеральным законом, если инвалидность мешает ребёнку добираться к школе так же, как это делают физически здоровые (остальные) ученики.
- Право относительно транспортировки осуществляется на индивидуальной основе.
- Ученики, у которых случаются приступы того или иного характера или другие поведенческие проблемы, не позволяющие им сидеть неподвижно во время движения транспорта, надевают ремни безопасности в школьных автобусах.
- Водители школьных автобусов обучаются тому, как прикрепить ремень безопасности к сидению в автобусе, а затем как присоединить этот ремень к ремню ребёнка.
Пути партнерства в сфере получения образования с ограниченными физическими возможностями
Процессы кардинальных преобразований в современном обществе и в системе образования обусловливают переориентацию педагогов, других специалистов, работающих с детьми с особыми потребностями на гуманистические ценности.
Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с особыми потребностями решают учебные заведения, цель деятельности которых - помочь каждому ребенку утвердиться и социально интегрироваться насколько позволяют личностные физические, психические, нравственные возможности.
В нашем обществе дети с особыми потребностями уже находятся в поле зрения правительства, общественности, школ. Понятно, что только в условиях, которые гарантируют уважение к их достоинству, способствуют формированию уверенности в собственных силах, наравне с другими, они не будут чувствовать дискриминации по сравнению со сверстниками.
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность обучения и воспитания в учебно-воспитательных заведениях системы образования на общих основаниях, были созданы специальные школы-интернаты:
- для глухих детей;
- для детей с пониженным слухом;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- для детей с последствиями детского церебрального паралича;
- интенсивной педагогической коррекции для детей с задержкой психического развития;
- учебно-реабилитационный центр для детей с нарушениями зрения и заведения для детей с умственной отсталостью.
В последнее время в обществе заметны изменения в отношении к обучению, воспитанию и адаптации детей-инвалидов. Осмысливается содержание и методы комплексной реабилитации детей-инвалидов, расширяются формы их обучения (интегрированное обучение, центры ранней реабилитации, индивидуальное обучение). Именно поэтому, с целью реализации принципа гуманизма образования, в учебных заведениях работа ведется по нескольким направлениям: экспериментальная деятельность учебных заведений регионального уровня, участие учителей в проектах профессионального развития по проблемам инклюзивного образования, использование проектной технологии в работе общеобразовательных и внешкольных учебных заведений и тому подобное.
Организация работы высшего учебного заведения III-IV уровня аккредитации со студентами, имеющими инвалидность
Одной из главных человеческих ценностей является гуманность, милосердное и бережное отношение к тем, кто нуждается в помощи.
Так сложилось, что сегодня в нашей помощи нуждается большое количество людей, имеющих инвалидность. Ведь сегодня наблюдается тенденция роста численности лиц с инвалидностью:
- недостаточное качество медицинской помощи;
- недоступность для большинства населения необходимых лекарств и медицинских услуг;
- загрязнение окружающей среды;
- увеличение количества врожденных пороков и хронических заболеваний;
- техногенные катастрофы и дорожно-транспортные происшествия.
Все это приводит к увеличению количества людей, которые требуют к себе особого внимания и заботы.
Многим гражданам без инвалидности при общении с людьми с ограниченными возможностями не хватает соответствующих психологических, педагогических, медицинских, юридических знаний. Они, условно, и сами нуждаются в социально-психологической поддержке и релаксации, а также - специализированных навыках для эффективного взаимодействия с людьми с инвалидностью.
Ранее, созданная в стране система социальной помощи, была основана на медицинской модели, поэтому практическая социальная работа сводилась, в основном, к сбору и первичному анализу данных о людях с инвалидностью и их семьях, с распределением различных видов материальной помощи.
Сегодня сформировалась постоянная система социальной защиты лиц с инвалидностью, активизировалась работа, направленная на адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество, в том числе
Для осуществления профессиональной подготовки студентов с особыми образовательными потребностями в соответствии с законодательством, предусмотрен ряд социальных гарантий лицам с инвалидностью в получении ими высшего образования в государственных учебных заведениях, а именно:
- зачисление инвалидов I-II группы инвалидности и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, которым не противопоказано обучение по выбранному направлению, в университет осуществляется вне конкурса при условии получения ими оценок, не ниже установленных Условиями приема в высшие учебные заведения.
- по рекомендации местных органов здравоохранения и социальной защиты населения приемная комиссия рассматривает вопрос о возможности зачисления в высшие учебные заведения сверх государственного заказа по результатам собеседования, с правом обучения по месту жительства инвалидов, которые не в состоянии посещать учебное заведение, а также создает условия для прохождения ими курса обучения экстерном;
- для работающих инвалидов и тех, которые имеют проблемы медицинского характера, предоставляется разрешение на обучение по индивидуальным графикам;
- выплачивается стипендия, а также надбавка к стипендии. Кроме того, при необходимости, выплачивается дополнительная материальная помощь;
- студенты с инвалидностью, которые нуждаются в жилье на время обучения, в первую очередь обеспечиваются местами в студенческих общежитиях и имеют возможность оформить студенческую субсидию для компенсации расходов на оплату стоимости проживания в общежитии и коммунальные услуги;
- при необходимости, студенты имеют возможность в течение месяца пройти курс оздоровления в санатории-профилактории университета, стоимость которого для членов профсоюзной организации студентов составляет 10% от общей стоимости;
- выпускникам с инвалидностью предоставляется право выбора места работы из существующих вариантов или предоставляется по их желанию свободное трудоустройство;
Работа со студентами, имеющими инвалидность очень актуальна и перспективна, ведь гуманность, милосердное, бережное и толерантное отношение к тем, кто нуждается в помощи - главные человеческие ценности, которые должны быть присущи каждому гражданину. Так сложилось, что сегодня в нашей помощи нуждается большое количество людей, имеющих инвалидность.
Ведь сегодня наблюдается тенденция роста численности лиц с инвалидностью:
- недостаточное качество медицинской помощи;
- недоступность для большинства населения необходимых лекарств и медицинских услуг;
- загрязнение окружающей среды;
- увеличение количества врожденных пороков и хронических заболеваний;
- техногенные катастрофы и дорожно-транспортные происшествия.
Все это приводит к увеличению количества людей, нуждающихся во внимании и заботе.
Студенты с инвалидностью учатся по разным нозологиям, во всех институтах, факультетах и отделениях. Контингент студентов, требующих к себе комплексного внимания достаточно расширен, поэтому комплексная программа образования и профессиональной подготовки студентов с инвалидностью в университете требует утверждения и дальнейшего внедрения.
Программа будет реализовываться по следующим направлениям:
- создание условий архитектурной доступности: по результатам проведенного аудита доступности были предоставлены определенные рекомендации относительно оборудования зданий, лестниц, дорог, учебных аудиторий, библиотек, санитарных комнат необходимыми устройствами в соответствии со стандартами, определенными международной и государственной нормативно-правовой базой. Внимание также необходимо обратить на оборудование общежитий, зону парковки автомобилей и тому подобное.
Следующее направление реализации программы - получение образования студентами с инвалидностью, а именно:
- разработка специальных методик обучения в соответствии с потребностями студентов с различными нарушениями - слуха, зрения, речи, возможностей и тому подобное;
- обучение по индивидуальным графикам и дистанционным курсам.
Следующее направление - анализ существующей ситуации по образованию лиц с инвалидностью. Он включает в себя:
- проведение мониторингов по выявлению количества потенциальных абитуриентов университета;
- изучение опыта других учебных заведений по организации обучения студентов с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)