Проблема образования людей с ограниченными физическими возможностями
В настоящее время тема образования людей с ограниченными физическими возможностями является очень существенной. Образование является одним из главных факторов культуры и духовности человека, на что безусловное право имеет каждый гражданин. Поэтому трудно представить народного депутата, министра, руководителя учреждения или специалиста, который бы утверждал, что человеку с инвалидностью образование ненужно.
Зачем здоровым детям видеть ровесников на колясках, тех, кто плохо видит, слышит, передвигается? Зачем здоровым благополучным детям знать о том, что кто-то из одноклассников нуждается в инсулине и должен вовремя поесть? Зачем вникать в проблемы аллергии и астмы - лучше пусть занимаются дома, берегут себя и не беспокоят других.
Так рассуждают раздраженные родители, которые никогда не имели проблем со здоровьем ребенка.
Зачем столько трудностей оборудования школ и дополнительных обязанностей следить за ребенком-инвалидом, разве и со здоровыми детьми проблем мало? Шагая этапами реализации проекта, создается впечатление, что педагогу лучше высказать тревогу за безопасность ребенка и обратить снова внимание на то «Какие современные дети жестокие, слишком подвижные, могут навредить бедному ребенку с инвалидностью».
Так говорят взрослые, и никто не дает права выбора, ни ребенку с инвалидностью, ни его здоровым сверстникам, которые по многим фактам толерантны и милосердны к своим ровесникам с инвалидностью больше, чем взрослые - родители и педагоги.
Очень странным является тот факт, что множество существующих государственных, международных законов, которые утверждают необходимость и право ребенка или молодого человека с инвалидностью на образование, по своему влиянию мизерные, в сравнении с субъективными рассуждениями граждан, которые наделены различными формами воздействия на ситуацию. Руководят стереотипы, а не законы, сводя на нет право людей с инвалидностью на получение полноценного образования в кругу друзей, в классе, в понимании своей проблемы одноклассниками, которая от этого становится значительно меньше в психологическом плане.
И вряд ли от этого будет польза только девушке или парню с ограниченными физическими возможностями... Нужно понимать, что человек на своем жизненном пути очень часто встречается с проблемами здоровья, а в наше время все чаще, и когда это случается с еще вчера здоровым учеником, стоит обернуться и увидеть того, кто, несмотря на коляску или слуховой аппарат, умеет так прекрасно смеяться, учиться, писать стихи. Возможно они - лучшие психологи для ребенка или студента, которые только получили инвалидность, те люди, которые без специального образования смогут поддержать не только его, но и педагогов, родителей, предоставить стимул для оптимизма и желания радоваться жизни?
Закон жизни один - отдавать и получать то же самое, это касается всех без исключения сфер жизни жителей планеты Земля.
Проблема партнерства
Считая, что получение образования является в целом прерогативой детей и молодежи, делается акцент на том, что данная целевая группа не изучена, не исследована, не понятна.
Данная группа и направления деятельности для этой категории граждан фактически не прописаны никакими пунктами в общегосударственных молодежных программах. Этот факт очень впечатляющий, кажется, что дети и молодежь с инвалидностью полностью отданы под опеку Министерства труда и социальной защиты населения, которое и должно решить все потребности данных граждан.
Но дети и молодежь не просто так имеют стремления, задания, мечты, чтобы не иметь возможности принимать участие в общегосударственных программах своей возрастной категории. Это должны быть не одна-две программы на год, а стремление по интересам, талантам, включать детей и молодежь с инвалидностью в общие программы данного министерства.
Поэтому нет данных, какое количество молодежи с инвалидностью живет в государстве? Кто эти люди? Кто преимущественно имеет группы инвалидности? Какие возможности? Какие интересы? Какие проблемы? И только ли Министерство труда и социальной защиты населения должно решать вопрос архитектурной доступности, специализированного транспорта, культурного развития, трудоустройства и т.д.?
Кто дети с инвалидностью? Сколько из «надомников» должны учиться в школе, сколько нужно школьных автобусов, в какие школы, где учатся дети с проблемами передвижения и зрения?
Почему фактически 100% высших учебных заведений и школ является архитектурно недоступными? Архитектурная доступность складывается не только с нормативного пандуса на входе или кнопки вызова, но и из доступного санузла, столовой, медпункта, которые не имеют нормативной доступности почти нигде. Дело уже не идет о вторых и третьих этажах учебных заведений.
Почему Министерство образования и науки так поверхностно относится к потребности людей с инвалидностью получить полноценное обучение, в достойных для человека условиях - не в гардеробе, а, не заставляя себя носить на руках по этажам, не выслушивать проблемы отсутствия сурдопереводчика в ВУЗах, социального сопровождения, что давно является нормой любой страны?
Наблюдается отсутствие партнерства среди институтов общества относительно образования людей с инвалидностью, понимания данной целевой группы, отсутствия хоть каких-то статистических данных.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)