Что надо знать о познавательных интересах младших школьников?
У ребенка с нарушением умственного развития недостаточно сформированы познавательные интересы. Следует формировать у ребенка уже с 1 класса учебно-познавательные мотивы. Такие мотивы и их сформированность позволяют развивать учебные интересы ребенка, положительно влиять на его познавательную сферу. К учебно-познавательным мотивам относятся мотивы, связанные с потребностями ребенка (мотивация содержанием) и с интересами к обучению, то есть его желанию учиться (мотивация процессом).
Мотивация содержанием - определяет стремление ребенка к получению новой информации.
Мотивация процессом - определяет стремление ребенка к овладению новыми действиями (читать, писать, считать) и получить оценку выполнения им таких действий.
В 1 классе детям, как правило, интересно именно учиться, то есть лепить, рисовать. Сформированность мотива отношение к учебе как социально-ценностной деятельности определяет положительные тенденции к любой деятельности в будущем, даже если он будет лишен непосредственного познавательного интереса. В то же время, следует помнить, что недостаточная активность в учебной деятельности младшего школьника с нарушениями умственного развития может также оговариваться такими его особенностями как быстрая утомляемость в процессе получения и обработки информации. Поэтому учебная нагрузка должна быть умеренной.
Как помогать ребенку преодолевать трудности в обучении?
Для ребенка с нарушением умственного развития освоение школьными знаниями и умениями представляет значительные трудности. На начальном этапе (1 класс) это обусловлено, прежде всего, несформированностью познавательных процессов и отсутствием необходимого объема знаний и представлений об окружающем мире, добываемого на протяжении дошкольного периода и составляет основу для последовательного освоения знаний, предусмотренных школьными программами по различным учебным предметам.
Опыт работы специальных школ показывает, что успешность коррекции обучения и развития младших школьников зависит от того, насколько к этому процессу привлекается семья. Именно семья должна быть заинтересована в обеспечении соответствующего педагогического воздействия для овладения ребенком нужными знаниями и умения, которые в будущем будут способствовать социально-трудовой адаптации. Помня это, родители с первых шагов обучения ребенка в школе, должны внимательно относиться к тем трудностям, которые возникают в процессе освоения ею содержания отдельных учебных предметов. Здесь необходимо
сотрудничество с учителем, выработка общей стратегии по применению коррекционных средств для преодоления имеющихся трудностей. Чаще всего трудности связаны с обучением чтению, письму, математике. Чтобы успешнее помогать ребенку овладевать знаниями, и не завысить требования, необходимо: ознакомиться с требованиями к содержанию обучения, что содержится в программе по каждому предмету; поинтересоваться, как требования программы представлены в учебниках (содержание материала по объему, по форме представления и др.). Конечно родители не должны брать на себя функции учителя по обучению грамоте, письму или математике, поскольку для этого нужно обладать специальной методике обучения таких детей.
Следует в форме игры решать проблемы по преодолению трудностей обучения. Например, вместе с ребенком придумывать слова, чтобы в начале был звук: "А" (Андрей, апельсин, акула, Алла, акация), или назвать слова, из текста, которые начинаются на какую-то определенную букву, или подчеркнуть слова, содержащие соответствующую букву.
Полезно прочитать текст в школьном учебнике по чтению и предложить ребенку ответить на вопрос: "О чем здесь говорится? ", "Передай", или предложить найти в тексте какие-то слова, прочитать заголовок, найти ответы на вопросы, задания к упражнению.
Нужно вместе с ребенком рассматривать рисунки в учебниках и определять что нарисовано, к содержанию рисунка составлять вопросы, предложения. Учить ребенка задавать вопросы к прочитанному тексту, к рассматриваемому рисунка и отвечать на вопросы.
Желательно вместе с ребенком читать детские книги, смотреть фильмы, различные детские передачи, после чего проводить уточняющие беседы (о чем была передача, кто из персонажей фильма или книги понравился и т.д.).
Обязательно нужно обогащать активный словарь ребенка новыми словами, которые характеризуют качество, цвет, форму предмета, назначения. Учить подбирать слова к характеристике человека, предмета или обозначать словами поступки.
Следует стараться, в зависимости от года обучения ребенка, полученные в школе знания, применять на практике. Например, когда ребенок научился читать, предложить ему прочитать на упаковке названия конфет, печенья, пищевых продуктов (круп, приправы и т.д.), название стиральных порошков, моющих средств и др.
По совету учителя, надо помогать ребенку выполнять задания по математике, решать примеры, задачи, выполнять письменные упражнения и тому подобное. В то же время, нужно следить, не устает ли ребенок во время выполнения каких-либо задач. Как только он начинает отвлекаться, нужно делать небольшие перерывы, менять вид деятельности.
С целью эффективной помощи ребенку в преодолении трудностей в обучении родители должны систематически интересоваться, что изучалось на уроках. Расспрашивая ребенка, задавая вопросы, нужно учитывать возраст, настроение, эмоциональное состояние на данный момент, чтобы не обидеть его. Лучше пытаться приучить ребенка всегда рассказывать родителям о различных событиях, о своих успехах в школе, что изучали на уроках.
Проблемы у ребенка с нарушениями умственного развития и как их избежать?
Опыт учебных заведений, куда впервые попадает ребенок (детский сад или школа) свидетельствует, что многие проблемы имеют те дети, которыми постоянно занимались родители по организации их самообслуживания (одевание, раздевание, кормление и санитарно-гигиенические навыки). Такие дети проявляют полную беспомощность, когда перед ними возникает необходимость решения практических задач, поскольку они не обучены обслуживать себя: самостоятельно есть, мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем, салфеткой, одеваться и раздеваться и др.
Обучение самообслуживанию - кропотливая, упорная работа родителей (с учетом возможностей ребенка). Формирование навыков самообслуживания должно происходить в медленном темпе, с большим количеством повторений определенного действия. В некоторых случаях нужно начинать по оказанию помощи ребенку физически выполнить действие, направлять его движения и координировать их. Например, во время обучения пользоваться ложкой или вилкой взрослый кладет свою руку на руку ребенка и таким образом организует правильные движения. Постепенно такая физическая помощь уменьшается.
Достичь успешного усвоения ребенком навыков самообслуживания можно придерживаясь определенной последовательности формирования:
1) действие выполняется ребенком под непосредственным руководством взрослого;
2) действие выполняется ребенком путем сотрудничества со взрослым, когда он является соучастником формирования определенного навыка;
3) действие выполняется с минимальной помощью взрослого;
4) действие выполняется по надзору взрослого;
5) действие выполняется ребенком самостоятельно.
Внимание! Это нужно знать!
1. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть, умываться и др.) непосредственно влияет на самооценку ребенка, и является важным шагом на пути к его независимости.
2. Обучение навыкам самообслуживания помогает расширить представления и знания детей об окружении, способствует сенсорному воспитанию, развитию речи, моторики и зрительно-моторной координации, а также умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать последовательность действий.
3. Важно, чтобы за выполнением ребенком отдельных действий был определенный смысл, чтобы его деятельность имела ценность как для самого ребенка, так и для его родителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)