Взаимопонимание и взаимодействие в рамках инклюзии
Выбор формы обучения ребенка с особенностями психофизического развития (специальная школа или общеобразовательная) является прерогативой родителей. Это право им предоставляют основные законодательные образовательные документы (законы "Об образовании", "Об общем среднем образовании" и др.). Впрочем, это решение следует принимать совместно со специалистами - медиками, педагогами, которые помогут взвесить все "за" и "против", руководствуясь лозунгом "не навреди". Консультационную помощь родители могут получить, обратившись к специалистам районного отдела образования, специалистов психолого-медико-педагогической консультации по месту жительства. Очевидно, если образовательный уровень родителей достаточной материально-бытовые условия удовлетворительные, то пребывание ребенка в общеобразовательной школе будет иметь положительные результаты, поскольку социализация ребенка не может проходить в условиях изоляции, которая есть в специальных школах-интернатах.
Если родители, решая где учиться будущему школьнику, предпочли общеобразовательной школе (чаще всего это школа ближайшая к месту жительства), то необходимо, прежде всего, наладить отношения с администрацией учебного заведения, познакомиться с будущими учителями, ознакомиться с условиями обучения, является в школе, которую выбрали для обучения.
Это касается безбарьерного доступа (наличие пандусов или лифта), наличия кабинета, где предоставляются дополнительные коррекционно-реабилитационные услуги ребенку с особенностями психофизического развития разнопрофильными специалистами, обеспеченности соответствующими учебно-методическими и техническими ресурсами.
В обязанности школьной администрации входит ознакомление родителей с их правами и обязанностями, однако, родителям ребенка с особыми образовательными потребностями стоит учитывать, что успехи будущего школьника в значительной мере зависят от их участия в процессе интегрирования их ребенка в среду сверстников. Поддержка родителей неоценима, поскольку только они могут предупредить о завышенных или заниженных требования к знаниям, известить об отсутствии надлежащих условий пребывания в детском коллективе, о эмоциональное напряжение и тому подобное.
Именно родители могут сообщить о психологической готовности ребенка и желание учиться в заведении «массового» типа. Иногда дошкольники с ограниченными возможностями здоровья не могут находиться в инклюзивных школьных условиях по различным причинам. Одни являются лидерами в специальных заведениях, поскольку являются лучшими воспитанниками, должны по сравнению с другими, достаточно высокий уровень умственного и речевого развития, поэтому больной переживает потерю лидерства, другие - крайне остро реагируют на свой недостаток, пытаются его всячески скрыть и поэтому на фоне здоровых сверстников находятся в постоянном стрессовом состоянии. Есть и дети, которые привыкли к постоянному вниманию со стороны воспитателей, родителей, нуждаются в чрезмерном попечительстве и в большом коллективе теряются, чувствуют себя потерянными и слишком скромно ведут себя, поскольку привыкли к знакомым небольшим коллективам и учебным группам, где не более 10 человек.
Таким образом, решение вопроса об инклюзивном обучении в каждом конкретном случае требует предварительного учета многих факторов, в том числе: разностороннюю готовность ребенка к обучению в школе и его желание; предоставление специальной коррекционной помощи, реальные возможности семьи оказывать постоянную необходимую помощь ребенку в процессе обучения.
Налаживание партнерских отношений между родителями и всеми специалистами, работающими в учебном заведении которые оказывают помощь ребенку с нарушением психофизического развития, является первоочередной задачей. Паритетными должны быть отношения между родителями здоровых детей и детей, которые требуют особого внимания, поскольку проведенные исследования показывают, что инклюзивная среда предоставляет возможности для личностного самосовершенствования, прежде всего, обычным школьникам. Они начинают лучше понимать людей, которые чем-то не похожи на других, они должны возможность всегда оказать помощь тем, кто в этом нуждается, они учатся сочувствовать и смотреть на вещи с позиций гуманности.
Дети с особенностями психофизического развития в обычной школьной среде безусловно требуют внимания, заботы со стороны окружающих, однако, стоит учитывать, что чрезмерная забота может быть губительна. В семьях, где есть бабушки и дедушки, которые непосредственно занимаются воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, часто царит культ, который приводит к устранению любых трудностей на пути такого ребенка, в частности бытовых. Ребенка ограничивают в выполнении социальных функций, тем самым формируя у него потребительские установки, уменьшая возможности личностного и познавательного развития.
Стоит отметить, что семья, в которой воспитывается ребенок с особенностями психофизического развития требует особого внимания. И это должны понимать и администрация школы, и педагоги, поскольку успешность инклюзивного обучения в значительной степени определяется взаимоотношениями, которые сложились в семье. Если в семье царит оптимистичный настрой, то с уверенностью в своих силах и возможностях будет и ребенок. Повседневная жизнь семьи должна предусматривать участие детей с нарушениями психофизического развития во всех видах домашних делах: уборка, мытье посуды, помощь по хозяйству и т. Родители при этом должны быть терпеливы, доброжелательны, но не стоит допускать вседозволенности, отсутствия каких-либо ограничений. Позитивная атмосфера в семье, защищенность родительской любовью позволяет быть требовательными, но не конфликтными. Положительные поступки замечаются, оцениваются, негативные поступки требуют обсуждения и соответствующей оценки.
При зачислении в школу семья должна занимать активную позицию, оказывать помощь квалифицированно и умело, действовать педагогически грамотно. Для этого стоит часто встречаться с педагогами, обсуждать поведение ребенка, проблемы и успехи, совместно намечать перспективные планы, осознавая, что определенная ограниченность жизнедеятельности не должна мешать работать, общаться, находить взаимопонимание. В значительной степени от семьи зависит личностное становление ребенка, формирование у него умений понимать свои потребности, возможности и наклонности. Прогнозируемые ситуации выбора помогают ребенку осознать, чего именно он хочет, что любит. Полезные разговоры в непринужденной атмосфере о том, кто и как ты: добрый или злой, спокойный или подвижный и др. Ведь чем лучше человек знает себя, тем лучше он может направлять свое поведение, менять его в соответствии с ситуацией. Особую значимость имеет создание ситуации успеха в игре, трудовой деятельности, учебе. Школьники с особыми образовательными потребностями на первых этапах обучения должны получать посильные задачи, которые соответствуют их возможностям, им должна предоставляться помощь на основе совместной деятельности, детального объяснения. Ситуацию успеха в обучении обеспечивают не только разнообразные формы деятельности, но и вовлечение в процесс обучения движений, вкусовых, слуховых, тактильных ощущений, то есть обеспечение полисенсорной основы при формировании знаний. Конкретные рекомендации по поводу обучения детей с особыми образовательными потребностями, особенно на первых его этапах, родители должны получить у специалистов. Например, при обучении грамоте ребенку с интеллектуальными нарушениями предлагается букву, которая изучается, сделать из цветной бумаги, из теста; озвучить его: спеть, прошептать, прокричать; выложить его из палочек, цветных лент и тому подобное. Родители обращают внимание на то, что буквы могут быть похожими на домик (д), на яйцо (о) и т.д., демонстрируют это на наглядном материале, находят подобные букв предметы дома, предлагают это сделать ребенку. Многократное повторение способствует усвоению зрительного образа буквы. Проявляя изобретательность, терпение родители вызывают положительные эмоции у ребенка на фоне которых и проходят занятия. Подобные упражнения можно проводить и с цифрами, используя телефон, номера квартир, троллейбусов. Различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) помогают в запоминании цифр, различении их конфигурации. Кубики, кружочки, палочки излагаются в виде цифр, контурное изображение раскрашивается, штрихуется. Вместе с мамой лепятся "вкусные" цифры из теста, излагаются цифровые аппликации. Эти упражнения способствуют и развитию мелкой моторики у первоклассников с особыми образовательными потребностями, поскольку недоразвитие или нарушение подвижности пальцев рук затрудняет формирование навыков письма.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)