Психолого-педагогическое сопровождение туристической работы с детьми с особыми потребностями
Закон «Об образовании» возлагает на родителей ответственность за развитие ребенка, за уважение его достоинства и воспитания милосердия, любви к народу, близким людям, родной стране.
Педагоги и психологи в один голос утверждают, что старший дошкольный возраст - период активного развития личности ребенка. Именно в этот период закладываются основы воспитанности: развиваются нравственные представления, чувства, привычки. Поэтому единство действий воспитателей дошкольных учреждений и семьи является принципиально важным, поскольку позволяет раскрыть специфические особенности воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями.
Хорошо организованное и настроенное взаимодействие семьи и воспитателя позволят родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для обучения и правильного воспитания собственного ребенка здоровым и полноценным.
Интересным и весьма действенным в краеведческо-туристической работе с детьми с особыми потребностями является рекреационный туризм, направленный на восстановление физического и психического здоровья детей с особыми потребностями, повышение их работоспособности, организацию отдыха и оздоровления.
Основными задачами краеведческо-туристической работы является интеграция детей с особыми потребностями в социуме, путем создания сети интегрированных загородных учреждений оздоровления и отдыха детей с особыми потребностями и их семей.
Исходя из этого, к основным направлениям деятельности краеведческой и туристической работы с детьми с особыми потребностями и семьями, в которых они воспитываются, относятся:
- организация их досуга (фестивали, концерты, дискотеки, краеведческо-туристические поездки, вечера творчества и т. д.);
- организация оздоровления и отдыха (создание сети интегрированных загородных учреждений оздоровления и отдыха детей с особыми потребностями и их семей и обеспечения их функционирования);
- разработка инновационных социальных стандартов оздоровления и отдыха детей с особыми потребностями и их семей;
- лоббирование в рамках Закона программ качественного оздоровления детей и молодежи с особыми потребностями и др.
Дети с ограниченными жизненными возможностями быстро устают, поэтому усвоение азов туризма должно проходить в интересной и игровой форме, должен учитываться уровень допустимых физических нагрузок. Например, дети с нарушением слуха имеют способность к сохранению своего физического здоровья, поэтому они могут принимать участие в спортивных туристических походах. Дети с нарушением зрения часто не имеют отставания в физическом развитии, однако физические нагрузки могут негативно влиять на их зрение.
Все формы туристско-краеведческой деятельности должны помогать детям расширять их кругозор, прививать любовь к родному краю.
Индивидуально-дифференцированное обучение детей 5-7 лет в процессе математического развития
Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода важно научить воспитателей дифференцировать дидактическую цель в зависимости от уровня сформированности математических представлений у детей. Согласно поставленной цели подбирают содержание учебных задач, материал, методы обучения, формы учебной деятельности дошкольников. Решению данной проблемы способствуют активные формы обучения: диспуты, анализ проблемных ситуаций, педагогических задач, «деловые игры» и др.
Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход невозможно без изучения индивидуальных особенностей ребенка и учета их в обучении. Необходимо придерживаться следующих принципов диагностики:
- комплексный подход, требующий всесторонних знаний о ребенке: психическое развитие, обучаемость, умственная работоспособность, уровень физического развития, социальная среда;
- целостное системное изучение личности ребенка, которое имело возможность не только констатировать индивидуальное своеобразие, но и установить и объяснить его причины.
- обеспечить всем детям производительность познавательной деятельности, психологический комфорт, успех в процессе деятельности, целесообразно разделить их на две подгруппы.
- первую подгруппу входят дети с повышенным уровнем сформированности математических представлений, ко второй - все остальные дети, которые имеют достаточный уровень сформированности математических представлений.
- проблема предусматривать различные результаты обучения. Поэтому содержание программы адаптируют для каждой подгруппы в соответствии с возможностями детей, выделив базовый и повышенный уровни. Работа по разным программам позволяет работать с каждой подгруппой дошкольников в своем темпе.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольных учреждений средствами музыки
Проблема адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учебного заведения является чрезвычайно актуальной и широко исследуемой в психолого-педагогической литературе.
Чрезвычайно важным является определение критериев адаптированности ребенка к условиям детского сада, а именно:
- эмоциональное состояние;
- проявление аффективных состояний;
- контактность;
- проявление асоциальных форм поведения;
- отношение к деятельности и уровень активности в ней.
- отметить следующие основные направления успешной адаптации детей к условиям детского сада:
- создание положительного эмоционального состояния;
- активизация социальных контактов;
- снижение уровня тревожности и незащищенности;
- обогащение эмоционального и социального опыта детей;
- организация разнообразной и интересной деятельности, которая стимулирует познавательную активность.
- искусство специфически влияет на эмоциональное состояние и поведение дошкольника в период адаптации. Необходимыми и достаточными для моделирования базовых эмоций (печаль, гнев, спокойствие, радость) являются такие два показателя:
- темп (быстрый - медленный);
- порядок (мажорный - минорный).
- удовлетворяет потребность ребенка в самовыражении, в выходе из напряженной социальной ситуации, в поддержании социальных связей, воздействуя на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Музыка способна влиять на такие дезадаптивные психические состояния, как тревожность, эмоциональная напряженность, депрессия, утомляемость.
- музыкально-дидактических и музыкальных подвижных игр с детьми в тяжелый для них адаптационный к новым условиям период дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания, свою принадлежность к группе, запомнить имена других детей.
- искусство в целом способствует успешной адаптации детей к условиям учебно-воспитательного заведения и установлению дружеских отношений между воспитателем и детьми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)