- Ш-Я
Ш
ШКОЛЬНАЯ ФОБИЯ - особая форма страха разлуки, характеризующаяся стремлением уклониться от посещения школы (детского сада) и часто сопровождающаяся соматическими жалобами (на головокружение, головную боль, боль в желудке пр.).
Э
ЭГОИЗМ - отрицательная морально-психологическая черта личности, которая, закрепляясь с возрастом человека в структуре самосознания, становится составной частью его характера. Эгоизм заключается в себялюбии, враждебности к другим, стремлении манипулировать ими для достижения своих корыстных целей.
Противоположная эгоизму черта личности - альтруизм.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: вероятно, дешевле создавать и содержать школы, в которых учатся все дети вместе, чем создавать сложную систему различных типов школ, специализирующихся в области образования конкретных групп детей. Инклюзивные школы, которые обеспечивают эффективное образование для всех учащихся, является экономически выгодным средством обеспечения образования для всех.
ЭКСПРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВОРЕЧИ - это нарушение способности активного выражения мысли при общем нормальном восприятии и понимании речи других людей и нормальных показателях невербальных способностей.
По своим внешним проявлениям экспрессивное расстройство речи напоминает выборочную немоту.
Экспрессивное расстройство речи проявляется в количественно-ограниченной, скупой, лексически, грамматически и синтаксически обедненной речи. Дети с экспрессивным расстройством речи имеют крайне малый запас слов, они трудно усваивают новые слова и с трудом вспоминают уже известные, часто делают словарные ошибки, нарушают сложившуюся последовательность слов. Они не обладают всеми временными формами глаголов, не способны построить длинную и сложную фразу. Обычно дети с экспрессивным расстройством речи разговаривают короткими фразами, часто пропускают важные части высказывания, ограничиваются лишь некоторыми типами предложений (например, повелительными или вопросительными), способны передать модальные (в частности, условные) отношения между частями сложного предложения.
ЭМПАТИЯ определяется как понимание эмоционального состояния другого человека. В психологии эмпатия рассматривается как способность понимать внутренний мир другого человека или как умение заниматься переживанием другого, воспроизводя модальность эмоционального состояния собеседника.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс создания психолого-педагогических условий для пробуждения и развития в человеке потребности в прекрасном: восприятии, сохранении и создании красоты. На эмоциональном уровне это требование проявляется в радости, наслаждении от общения с прекрасным и в переживании боли, протеста во время его разрушения, искажении. Эстетическое воспитание опирается на естественную способность человека познавать мир органами чувств и эмоционально реагировать на гармонию или дисгармонию прочувствованного. С детства дети воспринимают эстетические объекты непосредственно на эмоциональном уровне, преимущественно подсознательно. С возрастом увеличивается объем эстетических впечатлений, появляются устойчивые эстетические интересы, усиливается роль сознания в восприятии и оценивании красоты природы, предметного окружения, поступков людей.
Ю
ЮНОШЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - субъективное переживание юношей смысла себя и других в пределах определенной социальной среды, преданность тому, на кого или на что юноша стремится быть похожим. Процесс формирования идентичности, согласно теории Э. Эриксона, зависит от взаимодействия того, что молодые люди в конце детства начали что-то означать для самих себя и они, по их мнению, теперь они что-то значат для тех, кто стал для них важным. Для того, чтобы чувствовать себя целостной личностью, юноша должен быть уверен в том, что его внутренняя тождественность и непрерывность, которые подготовлены всем прошлым ходом жизни, согласуются с тождеством и непрерывностью того смысла его «Я», который видят в нем и ждут от него другие. Он также должен чувствовать, что его жизнь не фрагментарное, а целостное, что существует непрерывность, преемственность между тем, кем он был, кем он является и кем он надеется или опасается стать. Итак, юношеская идентичность - это сочетание биологических данных, биографии личности и способа реагирования на нее общества.
ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое нравственно-эстетическое чувство, проявляющееся в бескорыстной, самозабвенной направленности на другую личность.
Я
Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая система знаний, представлений и переживаний личности, в которых отображается ощущение собственной уникальности и эмоционально-оценочного отношения ко всему тому, что она включает в свое духовное «Я», психическое «Я», социальное «Я» и физическое «Я».
Я-ОБРАЗ - достаточно устойчивая субъективная система представлений и понятий человека о самом себе: своей внешности, способностях и возможностях, чертах характера, личностных качествах, умениях, привычках и навыках, мировоззренческих ценностях, своем месте в обществе, характере взаимоотношений с окружающими и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)