- В-Г
В
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований, характерных для этой степени развития.
ВНУШЕНИЕ - это воздействие на человека с целью создания у него определенного побуждения к действиям, рассчитанное на недостаточно осознанное, некритическое восприятие внушений содержания.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел психологии, который рассматривает вопросы развития психических функций в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому.
Главное, что отличает возрастную психологию от других отраслей психологии - акцент на динамике развития. Вот почему ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» - возникновение, становление).
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - условное название переходных этапов от одного возрастного отрезка к другому. Л. С. Выготский кризис понимал, как сосредоточение редких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.
Возрастной кризис означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастных этапов.
ВРЕМЕННАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ - полная или частичная долговременная потеря работоспособности, вызванная устойчивыми патологическими нарушениями функций организма вследствие болезни, увечья или дефекта развития.
Г
ГЕНДЕР И ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. К важнейшим признакам субъекта принадлежат пол и гендер. Эти понятия существенно отличаются друг от друга. Пол означает комплекс заданных природой биологических особенностей тела и организма человека, которые свидетельствуют о его принадлежности к женщинам или мужчинам.
Пол присущ индивиду от рождения. Размытость или неопределенность половых характеристик вызвана, как правило, патологией биологического развития индивида.
Гендер - это понятие, которое объединяет и характеризует социально-сформированные психологические черты, признаки, свойства общественного поведения субъекта. Когда говорят о гендерных различиях, то речь идет не о биологическом отличие женщин и мужчин, а о социально-психологической разнице между «женскими» и «мужскими» ролями и функциями, которые выполняют в социуме его члены.
ГЛОССАРИЙ - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо области знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и непосредственно глоссарии стали предшественниками словаря. Согласно толкованию энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, глоссарий- это объяснение малоизвестных слов, которые употребляются в каком-либо произведении, особенно у греческих и латинских авторов. Глоссарий- это также список часто используемых выражений.
ГРУППА - ограниченное определенным объемом количество людей, находящихся между собой в непосредственных отношениях. Объем, состав и структура группы определяются целью и задачами выполняемой деятельности. Именно содержанием совместной деятельности обусловлены все процессы так называемой групповой динамики: межличностные отношения, восприятия членами группы друг друга, создание групповых норм, форм сотрудничества.
ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ - одна из трех групп инвалидности, установленных медико-социальной экспертной комиссией в зависимости от степени утраты трудоспособности:
I группа инвалидности устанавливается гражданам, которые полностью утратили способность к регулярной профессиональной работе в обычных условиях и нуждаются в постоянном уходе.
IIгруппа инвалидности устанавливается гражданам, которые полностью потеряли способность к труду, но не нуждаются в постоянном уходе.
IIIгруппа устанавливается гражданам, частично утратившим способность к профессиональному труду.
ГРУППОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - процесс объединения определенного количества лиц в группу. Степень объединения группы описывается также термином групповая совместимость. Степень интеграции отдельного члена в группу зависит от ее привлекательности для него и удовлетворенности самим фактом принадлежности к данной группе.
ГРУППОВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ - социально-психологическое понятие, отражающее степень эффективности, согласованности и бесконфликтности совместной деятельности членов группы, уровень их адаптации друг к другу.
Мера групповой совместимости определяется степенью позитивности (привлекательности) для отдельного индивида пребывания в группе, удовольствием последнего своим членством и взаимоотношениями в группе, степенью общей активности группы, по мере возможности достижением в группе индивидуальной цели.
Групповая совместимость зависит также и от возможности для членов группы устанавливать альтернативные отношения за пределами собственной группы. С феноменом групповой совместимости напрямую связан конформизм или прямая зависимость поведения человека от групповой нормы (предписаний, ценностей и т.п.).
ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ - осуществляется, как правило, небольшими группами учащихся. Оно направлено обычно на надежное усвоение знаний и способов действий, развитие у учащихся творческих компонентов мышления, усиления познавательных мотивов, формирования готовности к деловому сотрудничеству с ровесниками.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ - достаточно устойчивая совокупность мотивов, побуждающих педагога к такой организации учебно-воспитательного процесса, направленного прежде всего на стимулирование прогрессивного психического развития и саморазвития воспитанников, наиболее полного раскрытия их способностей и потенциальных возможностей, установление гуманистического типа общения с детьми, а также обеспечение ощущения психологического комфорта и уверенности в собственных силах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)