Адаптация учебных задач.
Типы адаптации. Особенности индивидуальной адаптации.
Сокращение объема, снижение степени сложности материала, задачи, увеличение времени на выполнение.
Максимальное использование интересов ребенка для достиженияучебных целей.
-Активное привлечение метода импровизации (действие учителя «по месту», проявление гибкости) с целью поддержки интереса.
Мера помощи (опоры): демонстрация образца, выполнение части задания совместно т.п.
Предоставление возможности начать выполнение задания по наблюдению за одноклассниками.
Способы концентрации внимания (сильные раздражители).
Организация работы на основе тем, представляющих интерес для ребенка(техника, оборудование, транспорт, дорожные знаки, попугаи, составляющие различных предметов и т.п.);
Стиль восприятия и уровень представлений полисенсорный.
- Выполнение специальных задач, направленных на одновременный охват нескольких раздражителей и их обобщение.
Частота повторения выполнения.Задание.
- Повторение задач, требующих обобщения и последовательного синтеза(многократное чтение одного и того же материала).
Контроль и коррекция исполнения – выполнение задач, направленных на исправление ошибок, аналогичных своим, в контексте игровых ситуаций;способы и частота релаксации;
организация отдыха в зависимости от состояния и желания ребенка;
сотрудничество со взрослыми, одноклассниками;
ненавязчивое привлечение к совместным видам деятельности путем разыгрывания ситуаций, вызывающих интерес ребенка;
акцентирование на способностях ребенка в присутствии других детей.
В процессе работы целесообразно анализировать результаты определенных адаптаций имодификаций, вносить соответствующие коррективы в собственную практику.
Одним из инструментов для осуществления рефлексии является заполнение «Дневника наблюдений»
Таким образом, сотрудничество специалистов в инклюзивном заведении выступает важным условием реализации дифференцированного и индивидуального подходов, предусматривает согласование совместных действий в процессе оценки, составление ИУП, определение адаптации и модификации учебных подходов, материалов, среды.
3.3. Профессиональное сотрудничество в различных учебных условиях.
Организация учебной деятельности.
Организация учебного процесса в классах, где учатся ученики с особыми потребностями, имеет свои особенности (формы, методы, привлечение различных специалистов, родителей и т.д.).
Одной из целесообразных форм является работа в группах (командах). Такие группы создаются не по принципу успешности/неуспешности в обучении. В группах должны объединяться дети с разными способностями, интересами, которым комфортно работать вместе. Каждая команда выполняет задачи в соответствии с темой урока. При такой организации создаются условия для сотрудничества учителя и ассистента, нескольких учителей («параллельное преподавание»), привлечение кработе на уроке психолога, логопеда, родителей. Каждый специалист помогает и координирует работу определенной группы.
Зарубежные исследователи отмечают: «сотрудничество предполагает готовность делиться властью и вносить вклад в процесс. Успешное создание команд базируется на взаимном уважении, доверии, готовности к планированию, а также общей философии».
Примеры вариантов сотрудничества в процессе учебной деятельности:
Типы сотрудничества.Уровень. Описание. Примеры.
Ведение и поддержка.
Один член команды ведет урок, второй – помогает ученикам, обращая особое внимание на тех, кто работает по ИУП.
Учитель второго класса ведет урок математики на тему сложение. Специалистспециального образования (такие функции может выполнять и ассистент учителя) ходит по классу ипомогает ученикам с особыми потребностями.
Обучение в«центрах».
Члены команды согласовывают учебные цели, а затем создают«учебные центры»(объединяют детей в группы). Каждый из педагогов отвечает за управление только одним «центром».
Команда, работающая в группе детского сада, создает«центры речи» и«грамотности».Воспитатель руководит «центром понимания».Логопед руководит «центром фонематического восприятия».Специалист по трудотерапии руководит«центром письма». Все дети проходят через каждый«центр».
Параллельное обучение.
Члены команды планируют уроки вместе, но каждый из них ведет обучение самостоятельно, в малых группах или с половиной класса.
Учитель средних классов и социальный педагог школы планируют урок по общественным наукам, связанный с актуальными событиями и решением конфликтов. Учитель работает с одной половиной класса, асоциальный педагог – с другой.
Альтернативное обучение.
Один член команды учит большенство группы, в то время как второй работает с меньшей группой, проводя дополнительное обучение, например, предварительное ознакомление с темой, повторение.
Учитель четвертого класса учит большинство класса во время урока по природоведению.Специалист специального образования(ассистент учителя) предварительно учит соответствующим словам учеников с особыми потребностями.
Занятия на закрепление.
Во время работы на уроке, выполнения домашних заданий и т.д. важно создавать условия и для сотрудничества детей (совместное выполнение задач, взаимопомощь, работа с "маленьким учителем" и т.д.).
Организация внеурочной деятельности.
В контексте особенностей внедрения инклюзии рассматривают сотрудничество специалистов преимущественно в учебном процессе, впрочем организация внеурочной деятельности не менее важна.
Участие детей с особыми потребностями в работе школьных кружков, праздников, других мероприятий, а также привлечение в учреждения внешкольного образования способствует адаптации ребенка к новому коллективу, социализации, создает условия для самореализации и развития способностей.
Особенности сотрудничества специалистов в рамках учебного заведения представлено выше, соответственно целесообразно рассмотреть специфику взаимодействия с педагогами внешкольных учебных заведений.
Внешкольное образование – неотъемлемое звено общей системы образования России и развивается в русле общих образовательных тенденций. Соответственно приобретает актуальность проблема обеспечения равных прав на получение образования, в том числе и внешкольного, детьми с особыми потребностями.
Отметим, что цель социальной реабилитации различных категорий учащихся внешкольного заведения – привлечение личности к социально полезной деятельности, преодоление психологических комплексов, неуверенности в своих силах; формирование позитивного отношения к жизни, труду, учебе;расширение круга общения и социальных действий, установления новых социальных связей, что в целом будет способствовать формированию/восстановлению социально положительной деятельности ученика.
На основе анализа педагогической практики, в зависимости от особенностей организации работы, можно рассматривать условные модели привлечения детей с особыми потребностями во внешкольные учебные заведения.
Первая модель. Реализация социально-педагогических задач в процессе образовательной деятельности творческих объединений социально-реабилитационного направления внешкольного образования(создание и реализация в заведении соответствующих учебных программ, проектов и т.п.).
Соответствующая программа рассчитана на учащихся с инвалидностью, которые нуждаются в социально-реабилитационной помощи, предусматривает интеграцию учащейся молодежи с особыми потребностями в обычные кружки внешкольного учреждения. Таким образом, в основе программы положены принципы инклюзивного обучения.
Комплексная программа состоит из отдельных блоков учебных программ, которые можно компоновать в зависимости от типа внешкольного заведенияи его концепции, в частности:
І. Оздоровительно-профилактический блок «Оздоровительная гимнастика»;«Оздоровительная хореография»; «Танцы на колясках».
ІІ. Художественный блок «Рисование и лепка»; «Художественная вышивка»;«Оздоровление музыкой»; «Художественные беседы»; «Волшебный сундучок»(Декоративно-прикладное искусство); «Компьютерная графика» (программирование для детей с нарушениями интеллекта; нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП) нарушениями зрения).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)