Профессиональное сотрудничество в инклюзивном учебном заведении. Введение
Вследствие экономических, политических преобразований, а также мировоззренческой переориентации, современное развитие образования представляет собой сложный, неоднозначный и противоречивый процесс, в котором выделяются различные аспекты и новые задачи, требующие поиска и имплементации новых стратегий в системе образования с учетом потребностей общества. В то же время ориентация нашей страны на европейскую интеграцию, внедрение новых педагогических технологий постоянно обогащают науку новыми терминами, усиливая необходимость преодолевать существующие различия между отечественными и зарубежными понятиями. Вот почему все чаще в педагогических кругах обсуждаются вопросы профессионального сотрудничества, организация которого присуща лучшим заведениям мира по инклюзивной форме обучения.
Именно благодаря правильной организации профессионального сотрудничества все участники начинают осознавать ответственность за успехи учеников, ориентироваться на использование инноваций в преподавании, а также выявлять готовность тесно сотрудничать с коллегами на основе взаимной поддержки.
Итак, это подтверждает наличие положительного влияния профессионального сотрудничества на организацию учебного процесса детей с особыми потребностями в условиях инклюзии, а также требует осуществления первых шагов в направлении вооружения специалистов специальными знаниями в этой области.
Учебная программа курса и пособие «Профессиональное сотрудничество в инклюзивном образовательном учреждении »позволяют глубже понять качественно новый уровень построения производственных взаимоотношений, важнейших для инклюзивной среды. Студенты вузов и педагогические работники совершенствуют свою квалификацию в режиме последипломного педагогического образования, выясняют понятие «профессиональное сотрудничество», концептуальные основы его возникновения; психолого-педагогические особенности процесса сотрудничества; основные индикаторы его развития и препятствия, возникающие во время его становления; специфику сотрудничества специалистов иширокой общественности в различных учебных условиях.
Представленная информация сосредоточена в трех разделах: «Научно-методические основы профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении», «Определяющие факторы и особенности профессионального сотрудничества в инклюзивном образовательном учреждении» и «Организационно -методические условия профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении».
Курс «Профессиональное сотрудничество в инклюзивном учебном заведении» тесно связан с курсами «Введение к инклюзивному образованию», «Оценка в инклюзивном классе», «Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе», «Лидерство и инклюзивное образование». Он – органическая составляющая целостного блока теоретико-методологических и учебно-методических основ инклюзивного обучения, позволяет овладеть ключевыми понятиями и умениями, технологиями, стратегиями, навыками сотрудничества со специалистами, широким сообществом, организовывать совместную работу на основе рефлективного диалога, как средства профессионального совершенствования и тому подобное.
1. Пояснительная записка.
Один не в состоянии просвистеть симфонию. Целый оркестр нужен, чтобы выполнить ее.(Х.Т. Луккок)
Создание единого образовательного пространства в России– современная тенденция его обновления с учетом мирового опыта, реалий отечественного настоящего, которое отвечает потребностям общества и предусматривает объединение усилий специалистов общего и специального образования. Стремительное распространение идей инклюзии (от англ. inclusion – включение), их постепенное признание общественностью позволяет шире привлекать детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы и требует от всех участников учебно-воспитательного процесса существенного пересмотра традиционных взглядов и цел ей, функций, организации работы заведения нового типа.
Реализация инклюзивного образования вызывает необходимость последовательных шагов по совершенствованию нормативной базы, решения концептуальных теоретических и организационных вопросов, подготовки участников учебно-воспитательного процесса. Прежде всего необходимо овладеть новыми знаниями, которые становятся приоритетным инструментарием, однако представляют собой определенную инновацию и требуют особого внимания со стороны посетителей курсов последипломного педагогического образования. Такие знания – одна из составляющих усвоения философии инклюзии в целом и способствуют формированию соответствующих мировоззренческих убеждений педагога, а в конечном итоге – его профессиональному росту.
Мировой теоретический и практический опыт внедрения инклюзии свидетельствует о необходимости преподавания курса «Профессиональное сотрудничество в инклюзивном образовательном учреждении». Курс предусматривает надлежащую подготовку педагогов для работы в команде, где появляется возможность проявить свои профессиональные навыки и творческий подход, обменяться опытом с коллегами, научиться осуществлять мониторинг совместной деятельности. Все это – ради создание лучших условий обучения всех детей, которые находятся в инклюзивной среде. Содержание дисциплины призвано не только оптимизировать и пополнить профессиональные навыки специалистов, но и сформировать новую модель поведения члена команды, которая становится залогом успеха всего образовательного процесса.
Цель учебной дисциплины:
- формирование знаний об основных составляющих организации деятельности профессионального сотрудничества в инклюзивном учреждении;
- приобретение опыта, что способствует развитию умений работать в команде, одновременно самореализоваться и проявлять эвристические возможности для повышения профессионального мастерства;
- выработка навыков оптимального поведения участника команды в процессе реализации конкретных технологий организаций инклюзивного обучения.
Задача учебной дисциплины:
- сформировать четкое представление о понятии «профессиональное сотрудничество»;
- вооружить необходимыми знаниями о показателях развития, препятствиях и приемах их преодоления на пути к формированию деятельности профессионального сотрудничества;
- сформировать представление о возможности использования профессионального сотрудничества как ресурса и инструмента внедрения технологий инклюзивного обучения.
Итог освоения знаний по курсу: готовность к профессиональному сотрудничеству, которое позволит осуществлять учебный процесс с позиций коллегиальности и учета особых потребностей школьников.
Рекомендуется осуществлять обучение практических или тренинговых занятий, рассматривать актуальные вопросы в контексте трех содержательных модулей. Содержание модулей сосредоточено на раскрытии сути понятия «профессиональное сотрудничество», понимании его роли и места в условиях инклюзивной среды, а также рассмотрении его психолого-педагогических особенностей. Представлены основные показатели, свидетельствующие о степени организации деятельности сотрудничества в инклюзивной школе. Особое внимание уделено стратегии и тактике использования профессионального сотрудничества как инструмента внедрения инклюзии. В этом контексте рассмотрена специфика сотрудничества специалистов при внедрении различных образовательных технологий.
Важная роль отведена технологиям привлечения родителей к работе в команде.
Курс построен на основе российских материалов с учетом реальной ситуации в России.
Акцент сделан на практический аспект работы. При изучении модулей программы предусмотрен анализ конкретных практических ситуаций для иллюстрации тем данного курса. При необходимости привлекается опыт учителей-практиков. Цель практических и тренинговых занятий – углубить знания педагогических работников в каждой из тем путем подготовки и презентации докладов, участия в обсуждениях различного формата, а также через установление связей с практическим педагогическим опытом.
1.Научно-методические основы профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении.
1.1 Профессиональное сотрудничество – современная тенденция организации учебно-воспитательного процесса.
1.2 Психолого-педагогические основы профессионального сотрудничества.
2.Определяющие факторы и особенности профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении.
2.1 Профессиональное сотрудничество и индикаторы его развития.
2.2 Препятствия при организации профессионального сотрудничества и пути их преодоления.
3.Организационно-методические условия профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении.
3.1 Сотрудничество разнопрофильных специалистов в инклюзивном учебном заведении.
3.2Сотрудничество специалистов как условие реализации дифференцированного и индивидуального подходов в инклюзивном классе.
3.3 Профессиональное сотрудничество в различных учебных условиях.
3.4 Сотрудничество специалистов инклюзивной школы с родителями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)