Как мы обращаемся с инвалидами
Основное внимание при подготовке волонтеров мы обращаем на то, что можно, а чего нельзя делать в общении с инвалидом. Первое правило заключается в том, что мы никогда не должны показывать им свое превосходство. В конце концов, если разобраться, очень часто оно оказывается весьма сомнительным. Можно иметь руки и ноги, ходить и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле.
И наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь столь богатый внутренний мир, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется. Наверное, бессмысленно советовать общаться с инвалидами так, как человек сам хотел бы, чтобы с ним обращались. Представить это, не испытав по-настоящему, все равно невозможно. Поэтому мы нацеливаем учащихся на то, что они должны быть в таком общении доброжелательными, но обойтись без протекционных ноток.
Люди в инвалидных колясках
Участники нашего проекта хорошо знают, что ни в коем случае не нужно относиться к человеку в инвалидной коляске, как к ущербному лицу. Он не хуже и не лучше остальных людей. Просто при общении с таким инвалидом надо постараться сделать так, чтобы наши глаза находились его глазами на одном уровне. Как бы и о чем бы мы ни говорили, он всегда должен чувствовать себя «на-равных»!
Люди с ограничениями слуха
Известно, что при разговоре с людьми, которые плохо слышат, необходимо встать напротив этого человека и во время «общения» смотреть прямо на него, а не на человека, который «переводит» ему слова. Я часто привожу ученикам-волонтерам пример из собственной жизни. Будучи еще ребенком, я усвоила одно важное правило в общении со своей любимой бабушкой. Разговаривать с ней нужно было только тогда, когда она видела меня. Это был неписаный закон, которому меня научили родители, и который прочно вошел в привычку. Я проводила вместе с бабушкой практически все свое время: помогала ей лепить пирожки, вдевала нити в иглу, когда она вышивала, поливала грядки с ее любимыми цветами. Каково же было мое удивление много лет после бабушкиной смерти, когда мама вспомнила в разговоре, что бабушка была глухой! Ведь я этого не знала! Оказывается, бабушкина способность читать по губам и моя привычка, обращаясь к ней, смотреть ей в лицо, сделали наше общение «на-равных».
Люди с ограничениями зрения
Еще один аспект, который обязательно оговаривается при подготовке волонтеров, это поведение при встречах с людьми с ограничениями зрения. При общении с человеком, который плохо видит, мы не должны забывать в самом начале разговора сообщить ему о всех присутствующих вокруг людях. Если приходится обращаться к инвалиду по зрению, можно прикоснуться рукой к его плечу или назвать его по имени, иначе он не будет знать, что обращаются именно к нему. Конечно, в присутствии инвалида по зрению не следует увлекаться до бесконечности по поводу красоты какого-либо объекта, лучше постараться в конкретных выражениях описать его.
Люди с затруднениями речи
В числе лиц, проходящих реабилитацию в Центре, достаточно большую долю составляют люди с затрудненной речью. Не следует думать, что трудности в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека. В процессе реализации проекта наши ученики-волонтеры усвоили еще одно правило – нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить, потому что понять их – в наших интересах. Мы учимся не перебивать и не поправлять человека, испытывающего трудности в речи. Мы отвечаем ему только тогда, когда убеждаемся, что он уже закончил свою мысль, и не пытаемся ускорить разговор.
Ученики-волонтеры знают, что в общении с такими людьми нужно стремиться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка и не стесняются переспрашивать.
Волонтерское движение в лицее
Что такое волонтерство?
Человек с самого своего рождения сталкивается с ситуациями выбора. Выбор – это мощный энергетический инструмент, продукт естественного развития свободной воли и большой дар. Каждый из нас, безусловно, понимает, что, оказывая помощь нуждающемуся, он тем самым помогает собственному духовному развитию.
Поэтому в современном мире растет и расширяется волонтерское движение. Некоторые исследователи выделяют XX век как главную веху в развитии волонтерского движения. Сегодня существует Координационный комитет международной волонтерской службы под эгидой ЮНЕСКО.
В свободной энциклопедии излагается понятие «волонтер» в его историческом смысле.
Волонтер (от фр. Volontaire, лат. Voluntarius) – это человек, который добровольно поступил на военную службу. В некоторых государствах система волонтера до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий.
Волонтер – это человек, который осуществляет бесплатную, осознанную добровольную деятельность для других людей или организаций, которая выходит за рамки семейно-супружески-дружеских отношений.
Критерии волонтерства с позиции ООН:
- деятельность, которая НЕ предусматривает финансового вознаграждения;
- деятельность, которая осуществляется добровольно (по собственной воле);
- деятельность, которая приносит пользу как конкретному человеку, так и обществу.
Волонтер – это физическое лицо, которое добровольно осуществляет благотворительную, неприбыльную и мотивированную деятельность, которая имеет общественно полезный характер.
Если говорить об истории волонтерства, то предполагается, что волонтерство как общественное движение возникло в Европе, а первыми волонтерами были самаритяне, которые начали оказывать помощь всем, кому она была нужна. 1859 год считается годом возникновения волонтерского движения в мире. Именно в этот период известный французский писатель-журналист, потрясенный результатами кровавой битвы, предложил создание Красного Креста – организации, которая бы работала на волонтерских принципах и оказывала первую медицинскую помощь пленным и раненым. Принципами, сформулированными писателем, руководствуются и до сих пор многие волонтерские организации всего мира.
Ученики Профессионального лицея сферы обслуживания с большим энтузиазмом участвуют в волонтерском движении, в чем немалая заслуга активистов ученического самоуправления лицея.
Развитие ученического самоуправлений в ПЛСО
Возраст лицеистов (15-18 лет) – это особый этап формирования личности молодых людей. Это рубеж, когда человек, который от рождения обладает основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества. В этот период формируются духовно-нравственные ориентиры, идет подготовка к самореализации.
Система профессионально-технического образования готовит для страны квалифицированных рабочих различных профессий. В ходе обучения они должны не только получить умения и навыки по выбранной специальности, но и стать активными, ответственными гражданами демократического, правового государства. Формирование чувства причастности ко всем событиям, происходящим в стране; неравнодушия к судьбе страны, а значит и к своему будущему; ответственности за свой выбор – цель воспитательной работы коллектива ПЛСО.
Одним из направлений этой работы является создание и совершенствование модели ученического самоуправления. В рамках лицея она активно развивается с 2005 года.
Первые выборы Президента Ученической республики ПЛСО состоялись в ноябре 2005 года, во время объединения двух учебных заведений города. Это событие способствовало сближению учеников, значительно облегчило процесс формирования единого ученического коллектива.
За время существования данной модели самоуправления был организован Парламент лицея, Пресс-служба Президента, созданы Герб, Флаг, Гимн и разработан проект Конституции Учащихся Республики профессионального лицея сферы обслуживания (УР ПЛСО). Создан собственный банк – «Стимул», «Совет Справедливых» и многое другое.
Ученическая Республика стала субъектом учебно-воспитательного процесса в лицее. Ученическое самоуправление – яркий пример педагогики сотрудничества, это способ демократизации процесса воспитания.
Участие в деятельности УР дает лицеистам возможность:
- проявлять и развивать организаторские способности;
- вносить свой творческий вклад в общественную жизнь лицея;
- нести ответственность за свой выбор;
- воспитывает самостоятельность, активность, культуру общения.
Наиболее продуктивное общение – это организация совместных акций. В течение нескольких месяцев ученики лицея проводили активную работу по содействию Центру реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями. Ученики участвовали в благоустройстве помещений и территории Центра, сборке мебели, оснащении детской площадки, перекопке газонов. На торжественном открытии Центра президенту Ученической Республики ПЛСО была вручена грамота Министерства по делам молодежи
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)