Учебно-методическое обеспечение в процессе профессиональной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями
1. Библиотека – информационный центр получения профессии
Библиотека – основа фундамента образования и самообразования. Образование и библиотека – эти два понятия неотделимы друг от друга. Одна из ведущих задач библиотеки – научить учащихся самостоятельно добывать знания, вести научно-исследовательскую работу.
Современный учебно-воспитательный процесс сложный и динамичный. Поэтому библиотечный работник делает все, чтобы каждый его участник получил прочную информационно-методическую поддержку. В Положении о библиотеке ПТУ указано, что библиотека организует свою деятельность совместно с инженерно-педагогическим коллективом в соответствии с планом работы. Тесно переплетаются разделы плана работы библиотеки и планов воспитательной работы классных руководителей, мастеров производственного обучения, воспитателя с целью проведения совместных мероприятий. Библиотека лицея способствует успешному усвоению учащимися учебных программ, а именно: на воспитательных часах знакомит с профессиональной литературой, выполняются различные виды справок: тематические, фактографические, методико-консультативные. Сочетая традиционные и нетрадиционные формы работы, постоянно нужно работать над тем, чтобы поощрять учеников к чтению, заинтересовать их книгой, процессом познания, стимулировать к использованию книг, которые есть в библиотеке.
Основными задачами библиотеки лицея являются: информационное обеспечение всех аспектов учебно-воспитательного процесса в усвоении программных и факультативных знаний учащихся, воспитание информационной культуры, формирование навыков поиска информации, всестороннее содействие профессиональному мастерству преподавателей и мастеров.
Информационная работа среди учеников-читателей включает оформление постоянно действующих книжных выставок и тематических полок «В мире математики», «В мире интересных уроков», «Занимательная физика», «Источники знаний о родном крае», «Химия вокруг нас», «Моя профессия – повар», «Новости автотехники». В систематической картотеке статей для учащихся профессии «Повар» есть раздел «36.99 Общепит».
2. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями
Мировое сообщество обеспокоено проблемой инвалидности, которая приобрела сегодня общепланетарный масштаб. Ухудшение экологического состояния на планете, неполноценное питание значительной части населения, рост травматизма и другие причины приводят во многих странах мира к росту количества инвалидов. В России ежегодно на 5-6 тыс. увеличивается количество инвалидов среди детей и молодежи.
Физические дефекты инвалидов значительно затрудняют их контакты с окружающей средой, ограничивают участие в общественной жизни, негативно сказываются на личном развитии: вызывают чувство беспокойства, неуверенности в себе, приводят к формированию комплекса неполноценности. В последнее время во всем мире произошло осознание роли информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема формирования информационной культуры (личности) человека с ограниченными возможностями (приобрела) получила особое значение.
Наличие профессии – это возможность (способность) социальной полноценности, материальной независимости, а, следовательно, возможности быть свободным.
Есть много интеллектуально полноценных, жаждущих (стремящихся) к активной деятельности, способных выполнять сложную работу, но им необходима такая образовательная система, которая учитывала бы их индивидуальные особенности, была бы удобной и в то же время качественной.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей. Это путь компенсации социумом недостатков, прежде всего, психосоциального развития этих людей. То есть ликвидация в них очевидного дефицита знаний о природе, сущности явлений, форм, свойств окружающего мира, предоставление возможности для легкой коммуникации с другими людьми, преодоление трудности в выборе ими будущей профессии. Будучи частью общества, человек с ограниченными возможностями имеет полное право как на самореализацию, так и на реализацию себя в обществе. Один из способов, средство достижения этого – коммуникация. В информационном мире развиваются, появляются новые ориентиры для образования инвалидов: персонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием Интернет-технологий и сетевых ресурсов. Средства интернет-дистанционного образования являются очень действенным инструментом познания, которые революционизировали образовательный процесс на основе создания информационных технологий обучения. С их помощью становится возможным осуществить отход от традиционного репродуктивного учения и совершить переход к продуктивному обучению.
Основными инструментами коммуникации для миллиардов людей в наше время есть мобильная связь и ПК.
- Компьютерная система «/ Библиотека».
3.1 Назначение и функции
Система «Библиотека» предназначена для автоматизации всех основных производственных циклов библиотеки:
- Комплектование библиотечного фонда (определение потребностей, заказ литературы, оформление поступлений, учет и анализ фонда, списание);
- Обработки документов (составление библиографического описания документа, классификация, создание каталогов тем);
- Библиографии (составление аналитических описаний, подготовка библиографических справок);
- Обслуживание читателей (поиск и заказ документов, комплектование заказов, выдача и возврат документов);
Система включает средства для автоматизации таких основных операций:
Отбор, просмотр и печать документов:
- Отбор документов по заданным критериям (темами и значениями полей библиографического описания)
- Сортировка отобранных документов по указанным критериям в порядке возрастания или убывания значений;
- Просмотр и печать информации об отобранных документах в виде строк таблицы, каталожных карточек и полных библиографических описаний;
Комплектование фонда:
- создание и анализ тематико-типологического плана комплектования фонда;
- анализ отказов в литературе;
- учета предложений поставщиков;
- составление потребностей в литературе;
- планирование пополнения фонда;
- составление заказов литературы у поставщиков;
- обработка поступлений (партий литературы)
- списания литературы;
- печать книг инвентарного и суммарного учета;
- анализ статистики комплектования библиотечного фонда;
Обработка документов:
- каталогизация изданий (создание библиографических описаний документов в соответствии/с учетом стандартов)
- создание и поддержка каталогов тем (классификаторов, рубрикаторов, систематических и тематических каталогов и т.д.);
- определение связей документов (документ-часть, серия-элемент серии, оригинал-перевод, документ-приложение и т.д.);
- поддержка и использования авторитетных записей и списков типовых значений;
Организация доступа к электронным документам (электронным копиям):
- занесение электронных копий документов в базу данных или соответствующих контейнеров локальной сети;
- содержание электронных адресов документов, которые размещены на компакт-дисках, в локальной и глобальной сетях;
- просмотр и печать электронных копий документов, найденных в каталоге;
- шифрование электронных копий;
- ведение информации о читателях и организации;
- обслуживание читателей – регистрация в системе, возможность увидеть перечень документов, которые выдавались этому читателю с момента его регистрации.
Экспорт импорт информации.
С помощью экспорта и импорта можно передавать данные к другим системам, получать данные от других систем или обмениваться данными между версиями системы, установленными в разных местах. В системе предусмотрена возможность экспорта-импорта библиотечного фонда (бибописания вместе с экземплярами), информации о наличии, а также информации о читателях и организации. Для этого используется формат XML. Экспорт-импорт библиотечного фонда позволяет осуществлять обмен библиотеки информацией с филиалами или другими библиотеками через МБА. Такая информация может сопровождать конкретные экземпляры.
Экспорт-импорт дает возможность общения с пользователями дистанционно.
3.2 Создание компьютерной базы по профессиям
Использование системы «Библиотека» позволяет осуществлять формирование и комплектование электронной базы литературы по специальности. Это может быть учебная литература, а также литература для самостоятельной проработки.
Лица с ограниченными возможностями и ученики-инвалиды могут пользоваться системой «Библиотека», копировать электронные версии книг для самостоятельного обучения дома. Работа с электронной версией книги полезна еще тем, что ученик имеет возможность выбрать отдельные части текста, копировать их и размножать. Все это улучшает, упрощает и ускоряет процесс приобретения знаний и овладения профессией.
Библиотека работает над созданием сборников электронных книг по профессиям, записанных на электронных носителях. Это даст возможность компактного размещения информации, облегчит транспортировку учебной литературы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)