Всероссийское общество глухих
Изучение архивных документов и материалов историко-публицистических и периодических изданий ВОС позволило сделать вывод, что ведущую роль в развитии послешкольной системы профессионального образования лиц с недостатками слуха сыграло Всероссийское общество глухих, которое с момента своего основания среди приоритетных задач определило борьбу с неграмотностью среди глухих, их профессиональное образование и трудоустройство. Именно по инициативе ВОС с 30-х годов создаются группы для глухих и слабослышащих в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях.
Профориентационная работа среди старшеклассников, ходатайство о создании специальных групп при учебных заведениях различных уровней и обеспечение этих групп сурдопереводчиком, осуществление обучения лиц с недостатками слуха рабочим специальностям, организация курсов повышения квалификации работников системы ВОС – все эти вопросы всегда были в центре внимания руководителей Общества.
1.4 Проблемы системы профессионального образования для слабослышащих и глухих
Следовательно, можно утверждать, что система профессионального образования для лиц с недостатками слуха и глухих еще не сформирована в достаточной степени. Для дальнейшего совершенствования требуют решения следующие проблемы:
а) расширение перечня профессий, которым разрешается обучение и трудоустройство инвалидов по слуху;
б) разработка и внедрение в практику профессионально-технических учебных заведений форм и методов обучения, учитывающих особенности учащихся с нарушениями слуха;
в) определение содержания и разработка системы допрофессиональной подготовки;
г) создание постоянно действующих курсов по основам специальной педагогики и психологии для преподавателей, которые работают с вышеназванной категорией учащихся;
д) решение проблемы билингвизма – нахождение оптимального сочетания словесного и жестового языков, когда ученики понимают жесты, которыми переводчик обозначает специальную терминологию, а также понимают учебную литературу, где специальная терминология представлена в словесном виде;
е) обеспечение выпускников профессионально-технических учебных заведений рабочими местами.
Исследования требуют такие проблемы:
- преемственность содержания трудового обучения в специальных школах для детей с недостатками слуха и профессионального обучения в учреждениях профтехобразования;
- преемственность образовательных стандартов специальных школ и профессионально-технических учебных заведений;
- психолого-педагогические основы обучения лиц с недостатками слуха и глухих в профессионально-технических и высших учебных заведениях;
- использование новых образовательных технологий для профессионального обучения лиц с недостатками слуха;
научные и правовые основы профессионального образования лиц с недостатками слуха в мировом опыте.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)