Социальные, педагогические, психологические проблемы в семье.
Болезнь, дефект или состояние ребенка порождает социальные, педагогические, психологические проблемы в семье.
Существует множество методов компенсации дефекта. Корректировка психофизического состояния, нормализация поведения ребенка зависит от характера болезни. Однако из большого количества задач, которые стоят перед родителями, можно выделить основные:
- Несмотря на инвалидность ребенка, необходимо относиться к нему, как к ребенку с особыми потребностями, который требует специального обучения, воспитания и ухода.
- С помощью специальных рекомендаций, советов и инструкций дефектолога, социального педагога, врача или педагога постепенно и целенаправленно:
- учить ребенка альтернативным способам общения;
- учить основным правилам поведения;
- прививать навыки самообслуживания;
- формировать умения, которые помогут преодолеть стрессы;
- выявлять и развивать творческие способности;
- развивать зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие (сенсорное воспитание).
- Создавать среду эмоциональной безопасности:
- ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и добрых отношений между всеми членами семьи;
- родители должны поддерживать нормальные взаимоотношения, не выяснять их в присутствии ребенка, особенно по поводу его инвалидности или проблем, связанных с ним;
- следует соблюдать постоянный режим дня;
- нужно избавиться от опасных предметов и вещей, а также таких, которые вызывают у ребенка страх или другую негативную эмоциональную реакцию.
- Посещать группы поддержки и взаимопомощи, где можно откровенно выражать свои мысли и выражать чувства, получить поддержку и практическую информацию от других родителей.
- Родители должны научиться:
- уважать ребенка;
- воспринимать его таким, какой он есть;
- хвалить и поощрять к познанию нового;
- стимулировать к действию через игру, развивать спонтанную игровую активность;
- разговаривать с ребенком, слушать его;
- предоставлять ребенку возможность выбора в еде, одежде, игрушках;
- наблюдать за ним, распознавать, в каком эмоциональном состоянии он находится, вести дневник;
- не переживать каждую минуту за его жизнь;
- не поддаваться всем прихотям и требованиям ребенка;
- не требовать от него того, что он не способен сделать;
- быть реалистом относительно своих возможностей;
- прощать себе, если дела идут не очень хорошо;
- поддерживать друг друга и помогать друг другу;
- принимать помощь от других;
- не забывать о себе, относиться к себе положительно, развивать в себе чувство юмора;
- брать тайм-аут.
- эти задачи можно только тогда, если родителям предоставить своевременную социально-педагогическую и психологическую помощь.
Общественные организации
Самоуправляемые группы взаимопомощи - источник моральной поддержки. Помочь людям научиться самостоятельно решать свои проблемы, предоставить возможность обсуждать эти проблемы с другими и вместе находить решения, обмениваться опытом и помогать друг другу - именно на это направлена деятельность самоуправляемых групп поддержки и взаимопомощи. Инициаторами создания таких групп являются специалисты - социальные работники и психологи. Они кроме организации группы, прививают ее членам навыки работы в коллективе и через некоторое время подготовленные участники уже могут работать самостоятельно.
Советы психолога
Рождение ребенка - загадочное, долгожданное, очень ответственное событие в жизни мужчины и женщины, которое связано с ожиданиями и определенными планами относительно будущего сына или дочери. И, конечно, все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, красивым.
Поэтому рождение ребенка, который имеет особые потребности – это серьезное испытание для семьи.
Родителям такого ребенка необходимо помнить, что задержка психического развития является временной и подвергается коррекции. Конечно, если заниматься с ребенком.
Каждый ребенок неповторим. Каждый ребенок, и здоровый, и больной, неповторим, в каждом есть свои индивидуальные особенности, свой темп деятельности, свои трудности и свои возможности достижений. Дух соревнования в работе с ним будет мешать разглядеть, может и незначительные сначала, но очень важные именно для его развития успехи.
Главное - последовательно и систематически помогать малышу развиваться, учить его тому, чего он еще не умеет, но чему уже способен научиться.
Побеждает оптимизм и терпение. Во время выполнения различных игровых задач эти дети нуждаются в более разнообразной помощи. Это совместные действия взрослого и ребенка, когда взрослый рукой ребенка берет игрушку, кладет на соответствующее место и только постепенно приучает его выполнять это действие самостоятельно.
Чтобы не давать ребенку повода для отвлечения во время игры надо скрыть все лишние вещи в ближайшем окружении, самому взрослому не заниматься никакими посторонними делами, проявлять твердость, но и доброжелательность, терпеливость, чтобы не раздражать и не слишком возбуждать малыша.
Развивать, играя. Для ребенка хорошая та наука, которой он не замечает, продолжая интересно играть.
Упражнения с пирамидками и матрешками. Если иметь простые и сложные варианты этих игрушек, то они могут быть полезными в течение долгого времени и помогут многому научить малыша. Так, хорошо иметь несколько пирамидок; одного цвета и разноцветных, таких, в которых чередуются большие и меньшие кольца, и конические, в которых кольца постепенно уменьшаются. Матрешка может состоять из различного количества меньших по размеру.
В играх с пирамидками и матрешками дети делают первые шаги в умении различать предметы по величине, цвету, пользоваться этими признаками, составляя отдельные части игрушек в определенной последовательности.
Самым простым занятием будет нанизывание на стержень колец одного цвета и величины. Сначала кто-то из взрослых нанизывает одно кольцо и поощряет малыша сделать то же самое с другим таким же кольцом. Все действия ребенка надо сопроводить одобрением, выражать радость после успешного выполнения и тем самым улучшать настроение малыша, поощрять его. Может случиться такое, что ребенок, несмотря на поощрение, не повторяет действие, выполненное взрослым. Тогда можно взять детскую ручку в свою руку и, управляя ею, вместе нанизать еще одно кольцо на стержень. Повторив несколько раз такое действие с взрослым вместе, ребенок, наконец, сможет выполнить его и сам.
Как только нанизывание колец одного цвета и величины станет легким и привычным делом для малыша, можно переходить к кольцам большим и маленьким одного цвета и нанизывать их, чередуя. При этом взрослый берет два кольца разной величины и показывает ребенку – «есть такое и вот такое». Затем по очереди нанизывает их на стержень и дает малышу в руки два таких же, поощряя его повторить проделанные действия. Как только все кольца будут нанизаны, пирамидку разбирают и просят ребенка собрать все, как было.
Еще сложнее будет нанизывать кольца конической пирамидки, которые постепенно уменьшаются. Здесь, сначала разбирая пирамидку на кольца, надо постоянно подчеркивать, что «вот совсем маленькое, а теперь больше, еще больше, вот совсем большое». Если снятые кольца положить в последовательный ряд, то малышу их будет и легче нанизать в последовательном порядке. Как только он научится легко это делать, кольца надо перемешать, чтобы пришлось выбирать нужные.
Так же может быть более простой и более сложной матрешка. Сначала достаточно научить ребенка вынимать маленькую матрешку из большой и вкладывать ее вновь. Гораздо интереснее и сложнее будет, когда придется вынимать одну из одной и расставлять в порядке пять игрушек, а потом складывать их в одну. Конечно, это станет доступным для малыша позже.
Итак, складывания и раскладывания различных пирамидок и матрешек дает серьезную работу детскому интеллекту - происходит практическое сравнение предметов по величине и цвету в процессе решения определенной задачи.
Развитие памяти. Взрослый демонстрирует ребенку ряд простых геометрических фигур. После этого ребенок воспроизводит в тетради их по памяти. Для усложнения упражнения количество фигур можно увеличивать, а также менять их на другие объекты, знакомые для ребенка (рисунки людей, животных, овощей, домики и др.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)