Требования к рабочим местам инвалидов при сенсорных нарушениях
Требования к рабочим местам инвалидов при сенсорных нарушениях
Значительные нарушения, ограничивающие способность инвалидов к ориентации и трудовой деятельности, наблюдаются при патологии зрительного анализатора. Этот тип патологии обусловлен аномалиями рефракции, нарушением прозрачности сред глаза, которые проводят свет, снижением остроты зрения и деформацией полей зрения до полной слепоты, что требует применения при трудоустройстве инвалидов широкого спектра организационных и технических мероприятий.
В этих случаях используется:
- специальная оснастка станков и рабочих мест;
- обеспечение приспособлениями для перемещения деталей, узлов и приспособлений;
- модификация органов управления механизмами и станками;
- установка защитных ограждений и таких, которые направляют перемещения по цехам и участкам;
- блокировка станков и механизмов, которые двигаются;
- специальная сигнализация;
- средства информатизации.
Освещенность рабочих мест инвалидов по зрению должна устанавливаться индивидуально. На рабочих местах, где работают слабовидящие и лица с остаточным зрением, не допускаются резкие изменения освещенности в течение рабочего дня.
В качестве общеорганизационных мероприятий необходимо:
- предоставление транспорта для доставки на работу и домой;
- использование специального персонала для помощи инвалидам;
- организация технического цикла и подбор номенклатуры изделий и работ, соответствующих трудовым возможностям инвалидов;
- разработка облегченных режимов работы.
Аналогичные меры, только в несколько меньшем объеме, нужны при наличии нарушений слуха и речи (у глухонемых). Инвалиды с нарушениями слуха не должны трудоустраиваться на работах, если аварийные ситуации требуют звуковой сигнализации, и в цехах, где транспортные средства используют звуковую сигнализацию, а также на работах в условиях интенсивного шума и локальной производственной вибрации.
При вестибулярной дисфункции рабочие места не могут располагаться на высоте, без достаточного освещения, возле движущихся механизмов, электрооборудования.
Требования к рабочим местам инвалидов при висцеральных и метаболических нарушениях
Висцеральные и метаболические нарушения являются одними из самых частых причин инвалидности, поскольку включают нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринной и нервно-мышечной систем. Все это приводит к значительным нарушениям работоспособности в виде снижения толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам, сенсорной и моторной дезориентации, с пограничными невротическими и психическими сдвигами. Поэтому для данной категории наиболее характерны ограничения по режиму труда и отдыха, режиму питания и объема и сложности нагрузок.
Основными организационно-техническими мероприятиями, обеспечивающими для данной категории инвалидов возможность трудоустройства, являются:
- соблюдение надлежащих санитарно-гигиенических параметров среды в помещениях и на рабочем месте;
- разработка и внедрение специальных облегченных режимов работы;
- обеспечение механизмами для облегчения физических нагрузок, а также доставки заготовок, деталей и узлов на рабочее место и их удаление после выполнения технологической операции;
- подбор рабочего места, которое обеспечивает участие инвалида в разделении и кооперации труда при оптимальных энергозатратах и нагрузках на кардиореспираторную систему.
Требования к рабочим местам инвалидов при двигательных нарушениях
Наиболее распространенными причинами этого вида нарушений являются поражения периферического исполняющего звена (деформации конечностей и позвоночника, контрактуры и малоподвижность, разболтанность суставов и др.), условно обозначенные как «хирургическая» патология и нарушения центральной и периферической нервной системы и мышц (парезы, спастические параличи, полиневриты, энцефалопатия, гиперкинезы и др.), условно обозначенные как «неврологическая» патология. Вторая группа является самой и сложной в трудоустройстве и требует большого числа специальных мероприятий по организации рабочих мест инвалидов.
При этом также следует различать подавляющую патологию с нарушением движений верхних, нижних конечностей и позвоночника и их сочетания.
При двигательных нарушениях конечностей и ограничений способности к самостоятельному передвижению к основным методам организации рабочих мест инвалидов в большинстве доступных им профессий относятся:
- обеспечение специальной рабочей мебелью;
- установка необходимых опор и креплений;
- модернизация и индивидуальная подгонка устройств управления механизмами и станками;
- обеспечение приспособлениями для перемещения деталей и узлов, готовых изделий и габаритного оснащения к рабочему месту и их удаление при необходимости, а также механизмами подъема грузов и их транспортировки в рабочие зоны и отвальные бункеры.
Кроме того, для доставки этих инвалидов на работу и к месту жительства необходимо предоставление спецтранспорта.
При двигательных нарушениях нижних конечностей необходимо обеспечение:
- специальной мебелью с индивидуальной подгонкой;
- приспособлениями для перемещения деталей, узлов и изделий;
- установки опор и креплений, направляющих движение по участку и цеху;
- модификация устройств управления станками и механизмами, что исключает сильные наклоны корпуса, приседания и вставания, подъемы-спуски по ступенькам, а также длительное пребывание на ногах с частыми поворотами на месте;
- специальными механизмами облегчения труда.
Таким образом, общий методологический подход к организации рабочих мест инвалидов на производстве, где используется труд инвалида, может быть представлен следующим образом:
- оценить характер и степень нарушений у инвалида;
- выявить характер и степень ограничений жизнедеятельности в части трудовых возможностей, самообслуживания и передвижения;
- определить противопоказанные профессии и виды деятельности;
- уточнить в рекомендованных видах труда профессию, категорию рабочего места, наличие штатных приспособлений для облегчения труда, мер безопасности, оптимум санитарно-гигиенических условий, рациональность режима труда; возможность специальной организации рабочего места с помощью технических средств, приспособлений;
- определить объем и состав необходимых технических средств для компенсации функциональных дефектов, ограничений жизнедеятельности и возможности достижения профессионального соответствия инвалида действующим профессионально-квалификационным стандартам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)