Внедрении системы услуг для людей с инвалидностью
Экспертный Совет общественных организаций отмечает позитивность шагов государства во внедрении системы абилитационных и реабилитационных услуг для людей с инвалидностью.
Была принята Государственная программа развития системы реабилитации и трудовой занятости лиц с ограниченными физическими возможностями, психическими заболеваниями и умственной отсталостью, которая предсказала развитие начального и дальнейшего образования специалистов и персонала, работающих в сфере абилитационных и реабилитационных услуг, а также утверждение государственных социальных нормативов в сфере реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.
После завершения программы государством не было сделано анализа ее выполнения и обнародования ее результатов. Поэтому невозможно проследить положительные изменения ее внедрения и сделать обобщающий анализ существующей системы предоставления абилитационных и реабилитационных услуг людям с инвалидностью.
В государственном отчете отсутствует информация о финансировании политики в сфере реабилитации и всего спектра услуг, предоставляемых людям с инвалидностью.
Наличие данных в государственном отчете в Комитет Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью, при назначении рекомендации по медицинской реабилитации, по трудоустройству, профессиональному обучению, социальной реабилитации, рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации не отражает выполнения данных назначений и не определяет объемы финансирования политики по реабилитации людей с инвалидностью.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает отсутствие соответствующих нормативов объемов реабилитационных мероприятий, отсутствие механизмов и программы прохождения обучения соответствующими специалистами.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает наличие разветвленной государственной системы реабилитационных учреждений, предоставляющих услуги. Однако это не позволяет в полной мере решать проблемы реабилитации и абилитации с целью интеграции в общество людей с инвалидностью, особенно это касается лиц с психическими и умственными нарушениями. Особое опасение вызывает недоступность данных услуг для лиц с инвалидностью, проживающих в сельской местности.
Имеет место дублирование реабилитационными учреждениями функций, качество предоставляемых ими услуг низкое.
Медико-социальные экспертные комиссии, которые являются ответственными за разработку и внедрение индивидуальной программы реабилитации, небрежно, формально относятся к их заполнению, что приводит к неполучению должного комплекса услуг людьми с инвалидностью и постоянным жалобам на работу этих комиссий. Сотрудники Медико-социальных экспертных комиссий в своей работе, в большинстве, проводят экспертизу с использованием преимущественно медицинского подхода в вопросах инвалидности, комиссии не имеют оснащения, транспорта, специалистов.
Люди с инвалидностью не имеют доступа к информации о существующей системе реабилитационных и абилитационных услуг, в связи с этим не могут ими воспользоваться.
Труд и занятость
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что люди с инвалидностью владеют всей полнотой прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и другими законодательными актами. Задачей государства, как провозглашает законодательство, является обеспечение социальной защиты и полной интеграции лиц с инвалидностью в экономическую и общественную жизнь.
К сожалению, их права на трудоустройство и занятость продолжают нарушаться и лица с инвалидностью подвергаются дискриминации на рынке труда.
Современная государственная политика в отношении трудоустройства людей с инвалидностью декларирует их включение в свободный рынок труда.
К сожалению, пока еще не стала нормой ситуация, когда люди с инвалидностью работают на «обычных» предприятиях рядом с людьми без инвалидности. Часто работодатели не видят в людях с инвалидностью полноправных работников и считают их трудоустройство большой проблемой, решение которой требует к тому же больших капиталовложений. В основном это связано с существующими стереотипами в отношении лиц с инвалидностью и отсутствием достоверной информации.
Действующая сегодня система может обеспечить трудоустройство и занятость на открытом рынке труда в основном тех людей с инвалидностью, которым не требуется специальных условий для организации труда и дополнительной поддержки при трудоустройстве в дальнейшей работе. Это значительная часть от всего числа лиц с инвалидностью, но таким образом не решается основная проблема - устранение ограничений в обучении и трудоустройстве, социальное включение и преодоление бедности среди этой социальной группы населения, которые не могут самостоятельно решить данные проблемы.
Действующим законодательством гарантируется государственная поддержка лиц с инвалидностью путем их трудоустройства, в пределах установленного законом четырехпроцентного норматива рабочих мест. Экспертный Совет общественных организаций выражает обеспокоенность относительно имеющегося «фиктивного» трудоустройства людей с инвалидностью. То есть ситуации, когда работник учитывается на предприятии, ему начисляется законодательно установленная минимальная заработная плата, но фактического участия в рабочем процессе он не берет. «Черный рынок труда» становится выгодным предпринимателям из-за формального исполнения «четырехпроцентной квоты». При таком подходе «фиктивно» выполняется законодательство, а люди с инвалидностью продолжают оставаться выключенными из жизни общества.
Экспертный Совет общественных организаций обращает внимание на практическое отсутствие роли профсоюзных организаций в обеспечении занятости людей с инвалидностью и защите их прав. Есть незначительный опыт профессиональных союзов в предоставлении работнику с инвалидностью помощи в облегчении адаптации на новом рабочем месте, слежке за соблюдением его трудовых и социальных прав.
Сейчас профессиональные соглашения не содержат аспектов создания недискриминационных условий труда и доступа к ним работников с инвалидностью.
Фактическую роль профсоюзных организаций взяли на себя общественные организации людей с инвалидностью.
Одной из самых больших проблем является физическая недоступность многих предприятий для лиц с инвалидностью, отсутствие надлежащей транспортной и архитектурной инфраструктуры.
Лица, получившие травмы или заболевания на предприятиях, должны быть трудоустроены преимущественно на этих же предприятиях в условиях труда, которые соответствуют состоянию их здоровья. Это положение не конкретизируется в законодательстве по видам транспорта, а потому, в подавляющем большинстве и не выполняется.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)