Взаимосвязь медицинских и педагогических методов
Взаимосвязь медицинских и педагогических методов абилитации, включение родителей в процесс лечения малыша и ухода за ним способствовали поддержке семейных форм воспитания. Вместе с тем расширение индивидуального педагогического опыта родителей позволяет повысить степень их ответственности за физическое и психическое здоровье ребенка, удовлетворить социальные потребности детей в эмоционально теплых отношениях с близкими взрослыми. Взаимодействие социальных институтов и последовательная смена их ролей и функций позволяет оказать семье ребенка с нарушениями здоровья адресную помощь в объеме, достаточном для обеспечения их самостоятельного эффективного функционирования в соответствии с потребностями возраста ребенка, социального статуса и жизнедеятельности семьи. Удовлетворить интересы отдельной личности и наряду с этим в полной мере реализовывать возможности и функции каждого института, переориентировать их деятельность в интересах ребенка и членов его семьи как заказчиков социальной помощи и объекта социальной политики. Социологический опрос родителей показал, что все без исключения испытывают потребность в повышении собственной педагогической компетентности и в психологической поддержке, так как не могут самостоятельно без помощи специалиста сформировать согласно возрасту ребенка режим дня и социальное поведение, подобрать стиль эмоционально развивающего общения и игровой инструментарий для развития психических возможностей малыша. Для поддержки семейных форм воспитания и оказания помощи в общественном развитии семье, воспитывающей ребенка с нарушениями здоровья, необходимо своевременно предоставить такую психолого- педагогическую, социальную и правовую поддержку, при которой ребенок смог бы реализовать свой психологический потенциал, а родители – повысить образовательный уровень в вопросах воспитания и обучения «особого» малыша, что позволит им, особенно матери, сохранить свой привычный уклад жизни, профессию, личностную и духовную реализацию (реализоваться как личность). Дифференцированный подход и адресная психолого- педагогическая помощь, по мнению родителей, способствуют нормализации их эмоционального состояния, сохранению теплых, доверительных межличностных отношений между супругами, улучшению микроклимата в семье. Определение и удовлетворение физических, психических, социальных и духовных потребностей ребенка с нарушениями здоровья и членов его семьи должно начинаться с момента выявления нарушений в работе детского организма и продолжаться на протяжении раннего возраста. Это позволит снизить степень эмоционального напряжения семьи в период лечения ребенка и восстановления его здоровья за счет овладения ими необходимыми педагогическими навыками и возможностью активного эффективного участия в реабилитационном процессе, непосредственного благоприятного влияния на физическое и психическое состояние ребенка. Это, в свою очередь, является средством психологической поддержки самих родителей во внезапно возникшей сложной жизненной ситуации. В ходе общения педагога с семьей родители не только овладевают педагогическими и психологическими знаниями и умениями, расширяют свой кругозор и обогащают практический опыт, но и начинают эффективно управлять процессом развития своего ребенка и собственной жизнью, сохраняют чувство своего достоинства и достоинства личности ребенка, основные жизненные интересы, ценности, цели и мотивы жизни, начинают выстраивать модель будущего и планировать свою деятельность (духовную, профессиональную, общественную) в соответствии с новыми жизненными обстоятельствами. Систематическая, поэтапная, пролонгированная психолого- педагогическая поддержка семьи ребенка с нарушениями здоровья в трудные периоды жизни позволяет предупредить возможный ее распад, сохранить психологический, личностный и трудовой потенциал родителей, обеспечить ребенка оптимальными социальными условиями жизни. Именно этот вид помощи является одним из условий реального обеспечения конституционного права родителей, оказавшихся в сложной ситуации, на активную жизнь и реализацию своего личностного потенциала, профессиональный и личностный рост. Эти психологические достижения значительно облегчили процесс их воспитания в семье, предупредили возможный отказ от родительских обязанностей и устройство ребенка-инвалида в учреждение социальной защиты.
Ранняя педагогическая поддержка позволяет своевременно, т. е. к началу дошкольного возраста, включить в образовательный процесс 75 % детей с нарушениями здоровья за счет формирования у них необходимого уровня здоровья, психологической зрелости и познавательной деятельности, а другие 23 % к школьному возрасту подготовить к обучению в группе сверстников по образовательным программам. Выводы: 1. Наличие психолого-педагогических технологий в процессе лечения создает уникальную возможность для оказания социальной поддержки семье тогда, когда система мать – дитя и родительская позиция по отношению к воспитанию ребенка только начали формироваться. 2. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с нарушениями здоровья осуществляется на каждом из трех существующих этапах медицинской помощи: круглосуточного или дневного стационара, амбулаторно-поликлинического обслуживания, восстановительного или санаторно-курортного лечения1. 3. Комплексная психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с нарушениями здоровья в период раннего детства позволяет выявить предикторы возможной дисгармонии во внутрисемейных и детско- родительских отношениях, предупредить неблагоприятный вариант их развития, тем самым оказать гармонизирующее воздействие на социальную ситуацию, в которой происходит формирование детской личности. 4. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь способствует оптимизации эмоционального состояния родителей, а значит, делает их более активными и последовательными в процессе ухода, воспитания и обучения ребенка, сохранения или восстановления его физического и психического здоровья. 5. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, психологическая поддержка семьи на этапах взросления ребенка являются методами сохранения его здоровья, формирования и реализации психического потенциала. 6. Специальные использованы в педагогические государственных технологии институтах, должны доступны семье быть при возникновении у нее первой потребности в данного рода помощи, а также в кризисные возрастные периоды жизни ребенка. Их наличие в стандарте медицинской помощи детскому населению позволит реализовать профилактический и просветительский принципы педиатрии – не устранять последствие негативного влияния социальных факторов на здоровье ребенка, а с помощью просвещения родителей своевременно создать такие социальные условия для жизни детей, в которых будет успешно сохраняться и укрепляться их здоровье, реализовываться потенциальные возможности психики к развитию и осуществляться социализация. 7. Расширение видов медико-социальной помощи семье ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья, сети педиатрических учреждений, оснащенных современным оборудованием и технологиями восстановления физического и психического здоровья, могли бы сохранить и развить познавательный потенциал детей больных с рождения, повысить степень их социальной адаптации, а значит, реализовать их право на полноценную и самостоятельную жизнь, снизить экономические затраты государства на их обеспечение в будущем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)