Вхождение ребенка с инвалидностью в новую семью
Семья (родители) обязательно переживают кризис при вхождении в семью нового ребенка. В случае, когда в семью входит ребенок с особыми потребностями, кризис может быть еще тяжелее. Такой кризис переживают не только родители, но и все другие члены семьи (другие дети), так такое событие приводит к необратимым качественным изменениям в жизни всей семьи
Стадии переживания кризиса
Теория стадий переживания кризиса при вхождении в семью ребенка с особыми потребностями помогает принять его и полюбить таким, какой он есть. Родители должны попрощаться с утраченными мечтами и ожиданиями для себя, своей семьи и ребенка, эмоционально пережить эту потерю и смириться с ней. Реальность инвалидности предполагает, что есть вещи, которые невозможно изменить - их надо просто принять, научиться с ними жить, и тогда направить свои усилия и энергию на то, что возможно изменить, чего можно достичь. В этом состоит задача реалистической адаптации к инвалидности, это является предпосылкой эффективного реабилитационного процесса - принятие реальности ограничений и направление усилий на адаптацию, и развитие имеющихся возможностей и способностей. Потерянные ожидания необходимо отпустить - предпосылкой этого является осознание того, что потеряно. Только тогда семья и ребенок смогут двигаться дальше. Этот процесс переживания потери является энергоемким. Как правило, у каждого он индивидуален. Впрочем, опыт показывает, что у значительной части семей прослеживаются определенные закономерные фазы.
Первая стадия - шок:
- потрясение, растерянность;
- чрезмерная активность, машинальные действия или резкое снижение активности, постоянное желание плакаты;
- избегание контактов (в том числе и с мужем, родственниками);
- сомнения в диагнозе врачей: родители требуют надежды, а все, кто возвращает их к невеселой реальности, вызывают раздражение и неприязнь, появляется агрессия и нереалистичные требования;
- снижение способности концентрировать внимание, вспыльчивость, навязчивые мысли, нарушение сна, аппетита, головная боль, боль сердца, и тому подобное.
Вторая стадия - отрицание. Обычно работает механизм психологической защиты: не желание признать проблему делает ее якобы несуществующей в реальности:
- «отказ» принять диагноз ребенка и его проблемы;
- сомнения в диагнозе и квалификации специалистов;
- повторные проверки диагноза;
- оценка родителями состояния здоровья, как менее серьезного.
Третья стадия - печаль и гнев:
- частичное принятие диагноза и проблемы ребенка;
- сочетание апатии и угнетение со злобой и агрессивностью;
- частые изменения настроения (от депрессии до вспышек гнева);
- чувство вины, обвинение самого себя в возникновении проблем у ребенка.
В случае тяжелого переживания этой стадии:
- настолько сильное изменение настроения, что отношения с родными, друзьями могут выглядеть враждебными;
- физические симптомы: головная боль, хроническая усталость, физиологические нарушения.
Четвертая стадия - реорганизация:
- реалистичное понимание ситуации;
- просмотр своих отношений с ребенком, с близкими;
- планирование будущего с учетом потребностей развития ребенка и собственных интересов;
- продуктивная активность родителей;
- создание родительских организаций, групп самопомощи.
На стадии реорганизации меняется и восприятие ребенка: фокус с его ограничений переносится на возможности, на красоту и одаренность ребенка:
- в отношениях с ребенком родители уже могут найти баланс между опекой, помощью и поддержкой или содействием независимости;
- родители могут нормально дисциплинировать ребенка без чрезмерного чувства вины;
- родители могут иметь личную жизнь и реализовать собственные интересы, непосредственно не связанные с неполноценностью ребенка.
При различных видах и степенях тяжести инвалидизирующего фактора возможен различный характер и продолжительность стадий переживания кризиса.
Позитивом всегда является способность родителей «говорить вслух» о проблемах ребенка и связанные с ними чувства!
Процесс адаптации ребенка в новой семье
Вход в семью нового человека - это вопрос отношений и функций в семье. Вход в семью больного ребенка - это вопрос качественного изменения всей структуры и жизни семьи.
Стадии приспособления ребенка
Стадия 1: Ознакомление с домом, окружением, изменение режима.
Стадия 2: Установка первых детско-родительских отношений. Исследовательская активность в освоении пространства реального и психологического. Проверка родителей «на вшивость», псевдорегресс, протест и другие поведенческие «странности».
Стадия 3: Завоевание статуса, приспособление друг к другу.
Стадия 4: Компенсация. Коррекция поведения и мотивации при стабилизации взаимоотношений. Переход детско-родительских отношений в новое качество.
Подготовить родных детей к новой семейной ситуации могут сами родители. Они должны объяснить родным детям, какие изменения произойдут, когда в их семью будет устроен ребенок, тем более, что он имеет определенные функциональные ограничения.
Если приемного ребенка планируется поселить в одной комнате с кем-то из биологических детей, то полезно, чтобы биологический ребенок сам упорядочил место для приемного ребенка, подготовил вещи для него. Это будет способствовать установлению контакта и открытости отношений между ними.
Если биологические дети задают вопрос о приемном ребенке, необходимо удовлетворить их любопытство. Детям следует заранее предоставлять исчерпывающую информацию, учитывая их возраст и особенности. Нужно сделать все, чтобы приход приемного ребенка был ожидаемым, а его определенные функциональные ограничения не были неожиданностью.
Появление приемного ребенка может испугать биологических детей и вызвать неприязнь. Детям нужно объяснить, что приход приемного ребенка может уменьшить внимание родителей к ним, но не родительскую любовь. Родители должны научиться подтверждать заботливое отношение к родным детям своим поведением и с приходом в семью нового ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)