Развитие понимания речи ребенка инвалида
Конечно же, мы хотим знать, понимает ли ребенок, что ему говорят, однако сначала нам остается только догадываться. Младенец же не может отвечать, как взрослый, поэтому мы можем только наблюдать, как он реагирует на наши слова. Но эта реакция сначала не точная и часто мы не можем ее однозначно интерпретировать, например, когда мать склоняется над своим трехмесячным ребенком, разговаривает с ним, то ребенок барахтается и «агукает».
Итак, ребенок выражает с помощью звуков состояния настроения - удовольствие или неудовлетворение. Так же и реакция на обращение - это лишь выражение чувств и настроений. Малыш радуется, что на него обратили внимание и реагирует, прежде всего, на то, как к нему говорят; что говорят - не столь важно, это второстепенно. Где-то с шестого месяца ребенок начинает отличать доброе обращение от строгого. Часто матери замечают, что их ребенок искривляет лицо или начинает плакать, когда родители ругают его самого или братика, или сестричку. Здесь, несомненно, решающим является не содержание сказанного, а тембр голоса, то есть интонация, сила звука, мимика и жесты.
Сказать, что ребенок понимает, что ему говорят, можно только тогда, когда он сразу реагирует на смысл сказанного. Этот навык становится заметным на втором году жизни.
В этом возрасте ребенок начинает формировать понятия, то есть некоторые сочетания звуков приобретают для него конкретное содержание. Так, часто одним из первых слов, которое ребенок понимает, является слово «папа», когда мать постоянно говорит это слово при появлении отца. Также и название любимой игрушки, например, мяча или предметов, которые мать ребенку часто показывает и при этом называет, ребенок уже может запомнить. Образуются эти первые понятия на основе эмоциональных связей ребенка и его среды или окружения. Поэтому ребенок запоминает - сначала слова, которые имеют отношение к надежной, хорошо известной домашней среде.
Если десятимесячного малыша спросить, где папа или где какая-либо игрушка, то он повернет свою головку, и глазами будет следить за ними. В конце первого года жизни ребенок так хорошо понимает речь, что не только ищет глазами, но и приносит известные предметы, если его попросить, или протягивает их взрослому. Также ребенок может выполнить и другие несложные задания, а также прислушиваться к запретам.
Итак, годовалый ребенок обладает не только некоторыми твердыми понятиями, но и уже понимает содержание небольших предложений. Бесспорно, для этого необходимо постоянно повторять одни и те же слова, предоставляя ребенку возможность ежедневно упражняться и улучшать свое понимание речи.
Развитие речи
Развитие речи является решающим для общего умственного развития ребенка. Часто считают, что мы говорим, потому что думаем. Но исследования с глухонемыми людьми заставляют нас сделать вывод: мы в первую очередь думаем потому, что говорим. Уже давно известно, что глухонемые люди стоят на более низком умственном уровне, чем здоровые, хотя они и не являются умственно отсталыми. Из-за своей глухонемоты они просто не способны образовывать абстрактных понятий.
Это можно легко объяснить словами «понимание», «осознание»: глухонемой может понять все, что он видит или чувствует. «Свободы» он не может увидеть или прикоснуться к ней и поэтому не может ее понять.
Если снова перенести эти данные на воспитание и развитие здорового ребенка, тогда станет ясно, что речевое воспитание в раннем детстве должно иметь влияние не только на языковые процессы как таковые, но и на развитие человеческой личности в целом. Языковое развитие в первые годы детства является определяющим в более позднем интеллектуальном и умственном развитии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)