Защита прав детей с инвалидностью
Понятие «инвалидность». Достоинство и ценность жизни человека с инвалидностью.
Цель: ознакомление с понятиями «человек с инвалидностью», «инвалидность» и значением явления инвалидности для общества. Направление потенциальных приемных родителей и родителей-воспитателей на выполнение важной общественной миссии по обеспечению ребенка с инвалидностью семейным уютом, заботой, развитие его потенциала и включение в сообщества. Содействие осознанию родителями их вклада в общие изменения общественных стереотипов в отношении к людям с инвалидностью.
В ходе проведения:
- Ознакомить слушателей с определением понятия «инвалид» Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- В групповой дискуссии:
- обсудить новое для участников толкование понятия «инвалид»;
- высказать свое мнение относительно приведенного перечня из четырех групп расстройств, которые приводят к инвалидности (сравнить с предыдущим (до тренинга) мнением участников о типах заболеваний, которые приводят к инвалидности);
- предоставить собственные предположения относительно барьеров, которые мешают полному и эффективному участию в жизни общества;
- объяснить, как дети могут «в полной мере и эффективно участвовать в жизни общества наравне с другими»;
- определить перечень расстройств, приводящих к инвалидности;
- обсудить вопросы об общественных барьерах для участия детей с инвалидностью в жизни общества.
- Ознакомить слушателей с определением понятий «инвалид», «инвалидность», «ограничение жизнедеятельности», «медико-социальная экспертиза» и обсудить:
- какое определение понятия «инвалидность» им импонирует больше - введенное по Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов или традиционное;
- учитывая опыт собственного предварительного знакомства со случаями инвалидности, какое определение более точно описывает их восприятие инвалидности.
- Ознакомить участников с пунктом Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах. Достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, а также равные и неотъемлемые их права, признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира. Обсудить: благодаря каким факторам и обстоятельствам достоинство и ценность лиц с инвалидностью является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
- В групповой дискуссии высказать все возможные идеи относительно ценностей, которыми целесообразно руководствоваться в отношении к лицам с инвалидностью, и критериев практического воплощения этих принципов. Например, если ценность «уважение к частной жизни», то критерии выполнения - создание возможности для уединения ребенка, ведение частных записей, телефонных или электронных переговоров по желанию ребенка без вмешательства взрослого, и тому подобное.
Качество жизни ребенка с инвалидностью. Концепция нормализации по Б. Нирье.
Цель: осознание приемными родителями и родителями-воспитателями необходимости учета показателей качества жизни при планировании повседневной деятельности детей с инвалидностью и ознакомление с принципами концепции нормализации по Б. Нирье, отработка навыков организации повседневной жизни ребенка с соблюдением принципов нормализации.
В ходе проведения:
- В групповой дискуссии обсудить определение понятия качества жизни. Участники предлагают собственное определение качества жизни, вся группа или отрицает, или соглашается.
- Ознакомление с определением критериев и базовых показателей качества жизни.
- В групповой дискуссии:
- определить, на какие критерии качества жизни ребенка с инвалидностью приемные родители и родители-воспитатели могут влиять, а на какие критерии качества жизни влияют только внешние факторы;
- проанализировать, каким образом можно улучшить показатели качества жизни, определить какие именно зависят от приемных родителей и родителей-воспитателей;
- определить эффективность и реалистичность предлагаемых путей повышения качества жизни ребенка с инвалидностью, которые могут быть использованы приемными родителями и родителями-воспитателями.
- Ознакомить с принципами концепции нормализации по Б. Нирье в форме мини-лекции.
- В групповой дискуссии обсудить, как организовать повседневную жизнь ребенка с соблюдением принципов нормализации. Привести несколько практических примеров воспитательных моментов, которые способствуют нормализации ребенка, несмотря на особенности состояния его здоровья, и примеров тех обстоятельств или приемов воспитания, которые противоречат принципам нормализации, по каждому из восьми компонентов нормализации.
Нормативно-правовая база и инструменты реализации государственной политики поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
Цель: ознакомление с основным перечнем государственных гарантий относительно льгот, видов денежной помощи, услуг для детей с инвалидностью и семей, их воспитывающих, а также с особенностями их обеспечения.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию относительно государственных гарантий в сфере здравоохранения и социальной защиты в форме мини-лекции «Роль системы здравоохранения в определении инвалидности и получении государственной помощи». В групповой дискуссии обсудить ситуации, при которых возникает необходимость в обращении в органы и учреждения здравоохранения, и алгоритм получения помощи в каждом конкретном случае, а также определить оптимальный алгоритм действий родителей для решения возникшей проблемы.
- Ознакомить с информацией «Виды государственной помощи детям с инвалидностью» и памяткой для родителей ребенка с инвалидностью. В групповой дискуссии обсудить возможные оптимальные пути получения и обновления информации о действующих видах государственной помощи. Уточнить адреса и телефоны каких учреждений должны иметь родители детей с инвалидностью в собственной телефонной книге, и какие документы о ребенке, который воспитывается, целесообразно копировать и хранить в отдельной папке, посвященной проблемам ребенка
- Предоставить слушателям информацию относительно государственных гарантий получения детьми с инвалидностью образования, в частности ознакомить со статьей «Инклюзивное образование в контексте реалий».
- Ознакомить с действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими государственные гарантии на получение образования, и возможными источниками получения такой информации.
- В групповой дискуссии обсудить тему: «Критерии выбора системы обучения: инклюзивное, специальное образование или индивидуальное обучение». Проанализировать три имеющиеся формы обучения детей с инвалидностью по программе средней школы, определить преимущества и недостатки каждой формы обучения с учетом наличия физических или психических нарушений у ребенка, а также для семьи, в которой ребенок живет или будет жить.
- Ознакомить слушателей с приказом Министерства здравоохранения «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, ребенка-инвалида и Порядка их составления».
- Работа в малых группах. Участников объединяют в группы по 4-6 человек и разрабатывают собственную версию индивидуальной программы реабилитации для следующих случаев:
Случай 1: мальчик в возрасте восьми лет, основной диагноз - детский церебральный паралич, передвигается на коляске, сопутствующий диагноз - сердечная недостаточность, живет в деревне с мамой, старшим братом, бабушкой и дедушкой.
Случай 2: девочка в возрасте 15 лет, имеет инвалидность из-за недостатков зрения, сопутствующий диагноз: дуоденит, учится в специальной школе интернате для детей с недостатками зрения.
Случай 3: мальчик в возрасте шести лет, основной диагноз: умственная отсталость умеренной степени, сопутствующие диагнозы: эпилепсия, расстройства поведения (неуправляемое поведение), живет с бабушкой пенсионеркой (отца нет, мать уехала на заработки за границу).
Также можно подготовить предварительный вариант индивидуальной программы реабилитации для конкретного ребенка известного одному из участников.
Представитель каждой малой группы не только представляет разработанную собственную версию индивидуальной программы реабилитации, но и рассказывает о трудностях, с которыми столкнулась группа в ходе работы и о вопросах, которые остались невыясненными, а также о том, из каких источников группа надеется получить ответы на такие вопросы. Вопросы, которые возникают, обсуждаются в групповой дискуссии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)