Небезразличное общество
Каждое общество уникально и неповторимо и имеет присущие только ему черты и свойства. Поэтому для внедрения изменений в обществе важно, как можно больше знать о его природе. Развитие общества начинается с определения сильных сторон, ценностей, умений, навыков и возможностей людей, живущих в нем. Взгляд на общество, как на огромный потенциал возможностей, можно выделить в отдельный стиль мышления.
Общество может иметь положительные неожиданности и находки. В каждом обществе есть такие ресурсы, люди или группы людей, значения которых не замечали раньше, не воспринимали их достаточно серьезно. Иногда такими бесценными ресурсами, которые имеют ограниченное влияние на общество, могут быть пожилые люди или люди с особыми потребностями люди с инвалидностью. Молодежь с ее энергией чаще рассматриваются как члены общины, энергию которых необходимо утолить, нежели видеть в ней положительные ростки нового потенциала. Родителей младенцев могут недооценивать как таких, которые посвящают все свое свободное время родительским заботам. А любые попытки изменить общество к лучшему опираются на таланты, возможности и потенциал всех членов общества без исключения. Успешные изменения в обществе возможны только тогда, когда усилия направлены на укрепление связей между всеми его жителями, институтами и организациями.
Несколько лет назад ученые, исследующие проблемы семьи, начали разрабатывать общественную программу поддержки семей, в которой отмечалась бы важность крепкой, здоровой семьи. Их заинтересовал опыт европейских государств в области развития семьи и адресной социальной помощи. Они утверждают, что когда здоровая семья и здоровое общество хорошо сотрудничают друг с другом, то они должны найти пути для взаимной поддержки.
Работая с реальными семьями, они пришли к выводу, что, если у родителей развивается чувство уверенности и вера в себя, то это приводит к другим позитивным изменениям. А именно: меняется социальная позиция семьи, улучшается отношение родителей к тем мерам, которые организует школа, улучшаются межличностные отношения семьи с другими семьями, взрослые приобретают опыт решения проблем. Многие из этих изменений произошли благодаря вниманию и поддержке, которую семьи получали от людей, работавших с ними. Ученые назвали такие изменения в поведении родителей «получением веры в себя».
На сегодняшний день термин «вера в себя» используется для обозначения процесса - последовательности шагов, которые необходимы для того, чтобы человек понял свою значимость, а, следовательно, поверил в себя и почувствовал силу что-то изменить. Специалисты утверждают, что один человек не может заставить другого поверить в себя, каждый должен прийти к этому сам, но ускорить и облегчить этот процесс, благодаря своевременной поддержке и уважению, вполне возможно.
Этапы отстаивания интересов
Шаг 1: Узнайте о нужном вам человеке.
Шаг 2: Сосредоточьтесь на своей цели.
Выберите самую главную цель и на ее основе сформулируйте простое сообщение:
- Чего вы хотите достичь?
- Зачем вы хотите этого достичь? (Польза от принятых действий или негативные последствия бездействия, подтверждение проблемы - статистика и другие данные). Как вы предлагаете достичь цели? Каких действий вы ожидаете от нужного вам человека?
- Напишите изложение вашей позиции и отдайте человеку, принимающему решение, чтобы оно напоминало ему о ваших взглядах.
Шаг 3: Правильно выберите человека, который будет доносить вопрос до сведения лица, принимающего решение.
Часто тот, кто доводит сообщения нужному человеку, является не менее важным, чем само сообщение. Если встречу организовал ваш друг, попросите его прийти с вами на встречу. Или кто-то из лиц, которые непосредственно имеют определенную проблему, могут персонифицировать ее и привлечь таким образом внимание лица, принимающего решение. Удостоверьтесь, что такое лицо обладает необходимыми навыками ведения переговоров и его соответствующее поведение приведет к положительному результату.
Шаг 4: Обязательно договоритесь о встрече.
Отправьте письмо с объяснением своих правозащитных целей и причин, по которым вам нужно встретиться с определенным лицом. Затем дополнительно позвоните. Часто вы добиваетесь встречи не с нужным вам человеком, а с кем-то из его подчиненных («косвенная цель»). Всегда встречайтесь с подчиненными и обращайтесь с ними так же, как вели бы себя с лицом, которое принимает решения.
Шаг 5: Будьте гибкими.
Лучший способ как можно полнее проинформировать человека - пригласить его лично посмотреть на ситуацию. Однако, если человек, принимающий решение, не может оставить свой офис, попробуйте приблизить проблему к нему - приведите на встречу людей, права которых непосредственно затрагивает этот вопрос, покажите короткую видеоленту или принесите с собой несколько фотографий.
Шаг 6: Практикуйтесь!
Лоббирование
Сегодня довольно часто можно услышать словосочетания «участие граждан», «общественное участие» или «привлечение граждан».
Интегрируя различные подходы и трактовки, понятие «общественное участие» можно определить, как систему действий, методов, инструментов и механизмов участия граждан в определении и решении их проблем. Процесс общественного участия можно классифицировать по-разному, в зависимости от уровня влияния общества на принятие решений.
Нередко активность общественности низкая или очень низкая. К определяющим факторам такого состояния общин следует отнести, прежде всего, ресурсный потенциал территориальной общины (интеллектуально-кадровый ресурс общин; природный ресурс общин; материально-технический ресурс общин; земельный ресурс общин; инфраструктурный ресурс общин и т.д.). Кроме того, активность общественности часто зависит от этнических, культурных и других характеристик населенных пунктов и общин. Внедрение механизмов общественного участия наталкивается на множество барьеров и препятствий.
К основным барьерам со стороны власти можно отнести: отсутствие опыта такой деятельности или отрицательный опыт; недоверие к профессиональному уровню представителей общины; неумение вести диалог с многочисленной аудиторией; недостаточное количество работников, способных вести эффективную и результативную дискуссию; низкий уровень понимания эффективности общественной коммуникации; вера представителей власти в свою безошибочность; скрытые групповые и личные интересы представителей власти; доминирование политических и личных интересов над общественными; низкие профессиональные, морально-нравственные качества представителей власти; неготовность создавать организационные и финансовые основы деятельности, связанной с широким участием общественности; опасения критики, открытых публичных обвинений, выявление некомпетентности, потери власти и тому подобное.
Барьеры на пути внедрения общественного участия со стороны субъектов - потенциальных участников этого процесса: общее недоверие к представителям власти; опасения манипуляций со стороны власти; организационная и институциональная слабость представительства отдельных сред и групп интересов; отсутствие устойчивых коммуникаций и форм сотрудничества различных общественных групп; низкий уровень интеграции местного сообщества; низкая готовность к совместному решению проблем.
В Конституции России право лоббистской деятельности прямо не регламентируется, однако там есть ряд норм, из которых следует соответствующее право граждан. На протяжении 90-х годов было предпринято несколько попыток принять закон о лоббистской деятельности, однако поданные законопроекты не были рассмотрены в парламенте. Несмотря на отсутствие законодательной базы в России есть и определенные достижения в области продвижения интересов.
Основными лоббистами общественных интересов являются общественные организации.
Лоббирование - это система воздействия на членов законодательного органа или чиновников государственных учреждений федерального, регионального или местного уровня с целью добиться принятия или неодобрения ими того или иного законопроекта, постановления или решения.
Какая конечная цель в отстаивании интересов детей с особыми потребностями по обучению в общеобразовательной школе? Цель одна - обеспечение равного права на получение качественного образования в общеобразовательном учебном заведении. Данное право может обеспечиваться через принятие решений местной, региональной или государственной властью. Ребенку или семье не существенно и не так важно, каким образом это будет сделано. Самое главное, чтобы это право было возможным. В современных условиях законодательно можно принять решение о внедрении инклюзивного обучения на любом уровне, другое дело, возьмут ли чиновники на себя ответственность за принятие решений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)