Система формирования навыка чтения у детей с синдромом Дауна
Умение читать является важным и необходимым для повседневной жизни человека. Умение читать – это мощный инструмент, используемый для развития языка и речи у детей с синдромом Дауна. Кроме того, совершенствуя умение читать и писать, мы обеспечиваем когнитивное развитие ребенка. Навыки чтения помогают детям усваивать учебную программу, быть независимыми и самостоятельными в учебном процессе и быту.
Специалисты в результате двадцатилетних исследований увидели, что достижения по чтению детей с синдромом Дауна значительно выросли. Кроме того, умение читать ускоряет развитие у детей памяти и способствует приобретению знаний по родному языку.
В своей работе осуществляем поэтапное формирование навыков чтения.
На начальном этапе используем преимущественно глобальный метод чтения, в букварный период объединяем глобальное чтение и методику Зайцева. Конечная наша цель – сформировать у детей умение осознанно читать целыми словами предложения, тексты. Для этого мы используем различные методические приемы, которые не противоречат основным методикам, которые мы используем («Читайка», тетрадь кубиков Зайцева, конструирование предложений, чистоговорки...).
Преимущества глобального чтения:
- Развитие когнитивной сферы.
- Развитие языка и речи.
- Предупреждение признаков дислексии и дисграфии.
- Мотивация. Интерес к чтению.
Основные методические приемы.
- Соотнесение карт: слово к слову.
- Выбор указанного слова по просьбе взрослого.
- Соотнесение: слово к картинке.
- Самостоятельное называние карточек со словами.
Используя данную методику в учебном процессе, необходимо соблюдать следующие требования:
- тематичности (подбирать слова по определенной теме);
- связи с жизнью, актуальность слов на данном этапе жизни ребенка, принимать во внимание опыт детей;
- интегрированные связи (межпредметные), не ограничиваемся использованием методики на уроках чтения.
- постепенно вводить служебные слова. Основные методические приемы.
- Соотнесение карт: слово к слову.
- Выбор указанного слова по просьбе взрослого.
- Соотнесение: слово к картинке.
- Самостоятельное называние карточек со словами.
Считается, что традиционный принцип овладения чтением негативно отражается на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Поэтому предлагается следующий метод, в основе которого – «составной подход». Под составом подразумевается пара из согласной и гласной или одна буква.
Все дети начинают говорить слогами: ма (мама), па (папа). Не умея произнести слово полностью, ребенок выделяет отчетливо его часть: ударный слог или тот, который больше всего привлекает внимание. Делить слова на слоги, как видим, – дело привычное для ребенка. Возможность их увидеть вызывает у ребенка интерес. Показали ГУ, МО, МЕ, назвали их – все понятно.
«Побочные эффекты» использования методики Зайцева:
1. Формируется логическое мышление.
2. Развивается память (запоминают комбинацию из кубиков).
3. Исправляют логопедические проблемы (перестановка слогов: шоколад – кошолад).
4. Посредством многократного проговаривания и пропевания слогов речь становится более четкой.
5. Расширяется словарный запас.
6. Расширяется угол зрения.
7. Совершенствуется умение соотносить, действовать по образцу.
Мы верим и знаем, что наши дети научатся читать и этот навык поможет им чувствовать себя уверенно и спокойно во взрослой жизни. Но для этого нам нужно набраться терпения и помнить:
• Дети могут научиться читать.
• У каждого ребенка свой темп.
• Во всем должна быть система.
• Комплексный подход.
Вопросы развития внимания младших умственно отсталых школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В ходе проведения эксперимента нами будет использована балансировочная доска. Благодаря влиянию балансирования на деятельность мозга детей с психофизическими нарушениями мы ожидаем увидеть положительную динамику и улучшение работы психофизиологических механизмов, всех свойств внимания, координационных и моторных качеств и метрических ощущений. Результатом педагогической опытно-экспериментальной работы по теме «Влияние баламетрики на психофизическое развитие детей с особыми образовательными потребностями в учебно-коррекционном процессе» должно стать создание среды, которая будет развивать ребенка или взрослого и стимулировать процессуальный механизм в его мозгу, а в результате –добиться улучшения результатов учебной деятельности.
Приступая к экспериментальному исследованию считаем нужным определить свои научные позиции:
1. Мы придерживаемся мнения, что ребенок имеет неисчерпаемый потенциал для собственного развития независимо от его психофизического состояния.
2. Результат существенного улучшения психофизического состояния человека может произойти при условии системного, положительного влияния на его психомоторные способности.
3. Первые десятилетия жизни ребенка – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями: когнитивных, физических, речевых способностей, социального, эмоционально-чувственного развития. Каждый этап является важным для дальнейшего развития и каждый вид способностей не исчезает при переходе на новый уровень и не возникает внезапно сразу же после окончания очередного этапа.
4. Каждый возрастной период характеризуется определенными достижениями в психомоторном развитии, который существенно влияет на повышение чувствительности человека к той или иной деятельности.
5. Определяющим фактором развития психомоторики человека является улучшение чувствительности и увеличение производительности в какой-либо его деятельности.
Объект исследования: процесс учебной деятельности младших умственно отсталых учащихся и учащихся с задержкой психического развития, изменения состояния их психического и физического здоровья.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)