Сопровождение детей с особыми потребностями
Психологическое сопровождение детей с особыми потребностями предусматривает:
1. Психологическую диагностику детей.
Первичная диагностика происходит на этапе поступления ребенка в школу с целью выявления сильных и слабых сторон развития личности. По результатам диагностики составляется план индивидуальной работы на каждого ребенка, в котором отмечается, какие психологические процессы требуют развития и коррекции на I семестр.
2. Коррекционно-развивающую работу.
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся в зависимости от потребностей ребенка. Есть дети, которым регулярные занятия с психологом не нужны, только наблюдения, другие же нуждаются в еженедельных занятиях, а то и более частых. Особое внимание требуют учащиеся с особыми потребностями в первом классе и новоприбывшие. Чтобы дети не боялись, не чувствовали себя не такими как все остальные, не имели страха одиночества и неприятия, с учениками этой категории, проводятся именно групповые занятия. Как правило это I семестр, пока они привыкнут к психологу, к новому коллективу, поймут, что они не одни с подобными проблемами, потребностями. Ведь, чем быстрее произойдет адаптация ученика, чем комфортнее он себя будет чувствовать в новом коллективе, тем лучше и быстрее он будет развивать свои способности. Вообще, строить индивидуальные или групповые занятия надо ориентируясь, в первую очередь, на ребенка. Поскольку одни лучше работают индивидуально, а другие больше раскрываются именно в группе, то или стоит распределить детей по потребностям, или чередовать индивидуальные и групповые занятия. Предпочтительней последнее еще и потому, что большинство развивающих игр ориентированы именно на группу.
К концу семестра составляется план индивидуального развития на II семестр. В конце года по результатам диагностики I и II семестра можно проследить состоялись ли у ребенка сдвиги к лучшему. Каждый ученик индивидуален, у каждого разные потребности, задатки, способности, общий уровень развития и атмосфера в семье. Одному достаточно полгода, другому – два года, а то и больше, но то, что динамика происходит, можно сказать однозначно.
3. Психологическую поддержку педагогам.
Вся работа психолога тесно переплетается со всей командой, работающей с этими детьми, а особенно с учителем. Именно учитель больше всего времени в школе проводит с учениками, поэтому обмен информацией осуществляется постоянно. Часто, работая с особо сложными детьми, педагоги истощаются, что может привести к профессиональному выгоранию. Кроме того, инклюзивное обучение в России достаточно новое направление, и поэтому за неимением опыта иногда трудно найти подход к некоторым ученикам, решить некоторые классные проблемы. В совместной работе быстрее можно найти правильный выход, подобрать ключики к каждой личности.
4. Психологическую поддержку родителей.
В течение года регулярно происходят круглые столы, где прозрачно планируется, информируется и согласовывается работа с детьми. Ставятся в известность родители о сдвигах, произошедших у детей, над чем еще стоит работать и развивать. С планами родители знакомятся и свидетельствуют это подписью.
Исходя из выше сказанного, хочется еще раз сказать, что каждый ребенок индивидуален, у каждого своя семья, которая имеет наибольшее влияние, каждый ребенок имеет свой темп развития, свой неповторимый внутренний мир, поэтому предсказать результаты каждого сложно.
План работы с учеником (ученицей):
I этап
1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата и общие речевые навыки.
2. Развивать правильное речевое дыхание.
3. Развивать (совершенствовать) общую моторику, координацию движений и мелкую моторику.
4. Развивать все виды внимания, памяти и процессы мышления.
5. Коррекция недостатков звукопроизношения:
- поставить звуки ____________________________________ _____________
- автоматизировать ________________________________________________
- дифференцировать _____________________________________ __________
6. Развитие фонематических процессов:
- определить наличие звука в слове;
- выделять звук из звукового и составляющих рядов, ряда слов;
- определять общий звук в словах;
- определять место звука в слове;
- различать звуки и слова похожие по звучанию;
- различать звонкие, глухие и твердые, мягкие согласные;
- различать слова в предложении и считать их количество;
- запомнить заданные условия и воспроизводить ряд слогов, слов.
7. Развивать (совершенствовать) навыки звукобуквенного анализа и синтеза:
- различать гласные и согласные звуки;
- определять первый и последний звуки в слове;
- определять последовательность и количество звуков в слове;
- разделять слова на слоги, определять их количество;
- ставить ударение, определять ударный слог;
- делать звуковой анализ слова и составлять звуковую схему.
II этап
8. Обогащать словарный запас:
- использовать слова с конкретным значением;
- называть части целого;
- подбирать обобщающие понятия;
- называть предметы по их назначению, а людей по роду их занятий;
- подбирать слова–действия и слова–признаки предметов;
- понимать и принимать многозначные слова;
- подбирать антонимы и синонимы;
- учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;
- учить подбирать однокоренные слова;
- формировать лексическую системность.
9. Формировать грамматический строй речи:
- понимать и применять существительные, глаголы и прилагательные в единственном и множественном числе;
- подбирать формы совершенного и несовершенного вида глаголов;
- употреблять глаголы в разных временных формах, спрягать их по способам и числам;
- понимать, образовывать и употреблять падежные окончания грамматических форм существительного и прилагательного;
- согласовывать слова в словосочетании в роде, числе и падеже;
- учить правильному чередованию звуков в слове при склонении существительных, глаголов;
- уметь использовать предлоги в самостоятельной речи;
- заменять существительные местоимениями, присоединять слова-местоимения к названиям;
- образовывать прилагательные от существительных и существительные от глаголов;
- упражняться в употреблении собирательных существительных;
- научить соблюдать порядок слов в предложении;
- научить правильно пользоваться союзами и союзными словами в сложном предложении;
- составлять предложения с опорой на наглядность и вопросы (с помощью и самостоятельно);
- составлять предложения из заданных форм слов и превращать деформированное предложение.
III этап
10. Развивать связную речь и коммуникативные навыки.
11. Формировать (совершенствовать) навыки чтения.
12. Коррекция недостатков письма ________________________________ _
13. Развивать навыки контроля и самоконтроля.
14. Примечания: __________________________________________________________________
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)