Как инклюзивная школа получает поддержку и эффективно, и рационально ею распоряжается?
Педагоги не в состоянии охватить всего и не могут знать ответов на все вопросы в отношении ребенка, однако они должны знать, где или с чьей помощью можно найти эти ответы.
В работе по осуществлению инклюзивного обучения педагогические коллективы налаживают сотрудничество с:
- Областной психолого-медико-педагогической комиссией для:
- изучения контингента детей дошкольного возраста;
- получения рекомендаций относительно программ, форм и методов обучения;
- специалисты психолого-медико-педагогической комиссии оказывают консультативную помощь учителям школы, которые работают в инклюзивных классах, ассистентам учителей, практическому психологу по вопросам планирования и проведения коррекционно-развивающей работы;
- на запрос школы проводят психолого-педагогические наблюдения за учащимися, которые имеют особые образовательные потребности, и дают рекомендации учителям, родителям учащихся;
- предоставляют консультативно-методическую помощь педагогам, родителям во время проведения собеседований и изучения особенностей детей дошкольного возраста с целью определения ресурсов, необходимых школе для осуществления инклюзивного обучения.
- Информационно-ресурсным центром по изучению контингента детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста, с целью привлечения их к инклюзивному обучению в школе; консультативная поддержка родителей, помощь в подготовке и проведении «Дня открытых дверей» для семей, в которых воспитываются дети с особенностями психофизического развития.
- С общественными и благотворительными организациями.
Поддержка со стороны администрации - необходимая предпосылка достижения успеха в реализации инклюзивного образования. В частности, такая поддержка может включать:
- предоставление возможностей для повышения квалификации;
- подготовку и обеспечение ресурсами.
Для инклюзивного школьного общества большое значение имеет компетентный и неравнодушный персонал, открытый к познанию нового.
Задача руководителя заключается в том, чтобы поощрять работников и в дальнейшем к такой открытости, обеспечить получение ими необходимой помощи.
Необходимо оценивать и выявлять потребности работников, а также выяснять вопросы, которые их беспокоят. Администрация должна подчеркивать и проводить идею о том, что абсолютно всеми навыками не обладает ни один специалист. Руководство должно поддерживать учителей в приобретении новых умений, развитии способности и уверенности в своих силах.
Поэтому одним из эффективных, рациональных и важных путей развития инклюзивного школьного сообщества является творческий поиск существующих ресурсов и поддержки.
Институты последипломного педагогического образования должны предложить учебным заведениям широкий выбор мероприятий профессионального развития, ориентированных на различные потребности школ. В частности, это: учебные модули по совершенствованию школы, тренинги и тематические семинары для администрации и педагогических работников. Индивидуальное обучение и меры профессионального развития для всего коллектива позволяют накопить нужные знания и опыт для решения конкретных задач определенного школьного сообщества.
В дополнение к календарному плану мероприятий по повышению квалификации, предлагаемых институтами последипломного образования и городскими методическими центрами, нужно организовывать тематические семинары и дни профессионального развития, исходя из потребностей персонала и учащихся. Кроме того, в ответ на дальнейшие запросы директоров школ и учителей, в план могут быть внесены новые учебные сессии в течение года.
Итак, организационная культура школы, или «общая практика работы школы»:
- направлена на привлечение всего школьного сообщества;
- побуждает педагогов задуматься, зачем существуют школы и для кого;
- учитывает организационные факторы;
- основывается на культуре сотрудничества;
- осуществляется на основе убеждения, что школы должны учить всех учащихся;
- охватывает такие вопросы, как методы объединения учащихся в группы, формирование учебно-методического обеспечения, подбор ресурсов для организации учебного процесса, обеспечение профессионального развития и предоставления различных видов поддержки индивидуальным ученикам.
В инклюзивной модели образования признается право каждого человека на доступ к любому опыту и преимуществам, которые предлагает учебное заведение.
Исследования показывают, что инклюзия дает положительный результат, даже когда речь идет о детях с инвалидностью тяжелой степени, если школа придерживается общих ценностей и действительно стремится совершенствовать свою практику.
Успех в создании инклюзивной среды можно констатировать тогда, когда в ней принимают всех детей, ценят их за их уникальные черты и предоставляют возможности для обучения и деятельности различными способами в зависимости от индивидуальных потребностей и целей.
Педагогические работники должны обладать знаниями и умениями и быть готовыми повышать собственный профессиональный уровень, чтобы обеспечивать соответствующие программы обучения для широкого круга детей с различными потребностями. Такие знания, умения и стремление больше узнать об учениках являются ключевыми составляющими успешной инклюзии.
Важным индикатором, который позволяет судить о будущей эффективности попыток инклюзивного обучения является и отношение самого учителя. Поэтому возможность совершенствовать свое мастерство во время специально организованных учебных мероприятий помогает педагогам найти ответы на конкретные вопросы, способствует повышению их уверенности и активному привлечению к выработке программ обучения для учеников в инклюзивных классах.
Обучение ребенка в инклюзивных условиях может быть успешным при наличии адекватных ресурсов и поддержки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)