Целесообразная организация работа с учащимися
Точное знание педагогом состояния зрения каждого ребенка также очень важно для целесообразной организации работы с учащимися. Как и сведения о состоянии слуха, данные о состоянии зрения ребенка педагог получает не только от врачей-специалистов, но и в результате собственного тщательного их изучения. Изучение это должно быть всесторонним, подробным, длительным. Необходим целесообразный подбор материала, использование различных приемов, тщательный учет полученных данных. У аномального ребенка подчас обнаруживаются симптомы, внешне напоминающие умственную отсталость. Сталкиваясь с такими проявлениями, педагоги иногда делают поспешные и недостаточно обоснованные выводы об интеллектуальной неполноценности ребенка. Между тем такая оценка часто оказывается ошибочной, а неудачи в учении возникают вовсе ее вследствие умственной отсталости, а по другим причинам, например, вследствие снижения слуха и связанного с ним недоразвития речи, неполноценности зрения, общей заторможенности, речевых расстройств или же педагогической запущенности. Позднее установление подлинной причины отставания ребенка в учении может нанести ему непоправимый вред. Чтобы предотвратить возникновение таких обстоятельств, необходимо тщательное изучение интеллектуальной деятельности ребенка. В процессе такого изучения важно прежде всего установить, насколько ребенок ориентируется в окружающей его обстановке. Объем и характер имеющихся у ребенка сведений о тех предметах, которые его окружают, — очень важный показатель его умственного развития. Однако нельзя только по этому показателю судить о полноценности интеллекта ребенка, так как бедность или богатство знаний может быть скорее следствием определенных условий, в которых он рос, чем его способностей. Поэтому такие данные нуждаются в дополнении. Они осуществимы с помощью ряда приемов. К ним относится проверка понимания картинок, текстов, арифметических задач, а подчас и элементарных счетных операций. Такие задания могут носить различный характер: беседа по содержанию предъявляемого материала; размещение картинок, составляющих серию, в должной последовательности; составление рассказа по картинкам. Подбор иллюстраций к определенному отрывку текста, пересказ текста, интерпретация его отдельных фрагментов. Варьируя и постепенно усложняя предъявляемый наглядный и вербальный материал, можно установить способность ребенка выделять наиболее существенные компоненты объекта и устанавливать между этими компонентами адекватные связи (последовательность, причинную зависимость и др.) дополнять непосредственно данное путем обоснованной догадки и т. п. Сопоставление особенностей понимания различного материала позволяют получить объективные данные о характере и причинах отклонений в понимании, выявляемых у ребенка при предъявлении ему различных заданий. Нередко ребенок, не сумевший разобраться в содержании текста и поэтому производивший впечатление умственно отсталого, с легкостью «читает» картинку и тем самым доказывает необоснованность такого заключения. Выясняется, что трудности понимания словесного материала связаны с расстройством слуха и недоразвитием речи, а не дефектом мышления. Поскольку сопоставление понимания наглядного и вербального материала позволяет отдифференцировать умственную отсталость от последствий снижения слуха, оно обязательно должно предусматриваться при изучении интеллектуальной деятельности ребенка. Показателем умственного развития ребенка является не только то, как он справился с поставленными ему заданиями, но также и то, как он при их выполнении сумел воспользоваться помощью педагога, насколько опирался на нее при выполнении данного или аналогичного задания. Как известно, умственно отсталый ребенок ограниченнее, чем нормальный, может пользоваться оказываемой ему помощью и применять приобретенный опыт в новой ситуации. Поэтому учет влияния помощи педагога «а протекание и результаты деятельности ребенка при решении предложенных задач помогает лучше охарактеризовать его умственное развитие. На примере изучения расстройств слуха и интеллектуальной деятельности раскрыты задачи и возможности педагогического изучения структуры дефектов аномального ребенка. В программу педагогического изучения аномальных детей входит также накопление сведений о различных сторонах личности каждого ребенка и об особенностях различных видов его деятельности.
1. Характеристика учебной деятельности ребенка. Характеристика успеваемости (какие оценки преобладают, основные причины отрицательных оценок), анализ характерных ошибок, которые допускает ребенок при изучении различных предметов.
2. Общее умственное развитие (кругозор, ориентация в окружающей действительности, степень нарушения высших форм познавательной деятельности — обобщения и абстрагирования),
3. Характеристика состояния и развития речи ребенка.
Подробное исследование речи ребенка включает рассмотрение различных ее сторон и выявление путей и динамики ее развития. Важной составной частью изучения речи аномальных детей является определение объема и характера словаря каждого ребенка. Для дифференциальной диагностики важно выяснить наличие в речи ребенка самостоятельно приобретенных слов. Сведения об овладении ребенком лексикой накопляются в процессе анализа самостоятельных высказываний ребенка, а также получаются в результате предъявления специальных заданий: называние предметов и их изображений, объяснение слов, находящихся в различных сочетаниях (в том числе и образных выражений), замена в контексте одних слов другими, применение слов в новых ситуациях, подбор к предложенным словам сходных с ними по значению (синонимов). Изучение грамматического строя речи у аномальных детей позволяет охарактеризовать отклонения и выяснить их причины. Для характеристики речи аномального ребенка важно выявление особенностей понимания прочитанного произведения (понимание слов и их сочетаний; понимание мысли, выраженной в предложении; уяснение содержания произведения, раскрытие его смысла). 4. Способность к учению (скорость, точность и объем восприятия, возможности распределения и переключения внимания, устойчивость внимания, наблюдательность, память, быстрота усвоения учебного материала; сообразительность, любознательность, особенности мышления). 5. Отношение к учению (безразличен к учению или интересуется им; чем интересуется, степень устойчивости интересов; насколько ответственно относится к учению; насколько старателен; отношение к оценке). 6. Организованность (в классе, при подготовке домашних заданий, при выполнении поручений педагога). 7. «Учебные» умения (умение работать самостоятельно, доводить начатое до конца; приемы, преимущественно используемые в учебной деятельности; работоспособность; приспособление ребенка к своему дефекту — изменение способа выполнения действий, применение самоконтроля).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)