Органические нарушения в системе анализатора
Все органические нарушения в системе анализатора приводят к изменению его функций. Так, например, при неврите слухового нерва, когда воспалительный процесс приводит к поражению всех или части волокон слухового нерва, наблюдается снижение слуха или полная глухота. При этом происходит не только более или менее значительное понижение чувствительности (т. е. повышение абсолютного порога ощущения), но и снижение болевого порога. Болевые реакции в этих случаях начинают вызываться звуками, воспринимаемыми здоровым ухом совершенно нормально. Наблюдаются и изменения дифференциальных порогов, т. е. ухудшается различение звуков, действующих на дефектный анализатор. Изменение порогов слуховой чувствительности может иметь очень далеко идущие последствия — нарушается развитие речи ребенка. В некоторых случаях работа анализатора вследствие органических дефектов может быть нарушена так грубо, что даже простая условная реакция на раздражитель, адресующийся к дефектному анализатору, не может быть выработана. При этом такие грубые нарушения могут быть связаны не просто с выпадением функций рецепторных элементов, но с нарушением замыкательной деятельности. При анатомической сохранности периферического рецепторного аппарата анализатора в некоторых случаях происходят изменения в его центральной, корковой части, резко нарушающие аналитико-синтетическую деятельность. Примерами такого нарушения функций анализаторов могут служить сенсорная афазия и алалия, при которых грубые дефекты аналитико-синтетической деятельности слухового анализатора делают невозможным нормальное понимание речи. Уже приведенные здесь факты о нарушениях выработки условных реакций на раздражители, адресующиеся к дефектному анализатору, говорят о том, что дефекты анализатора сказываются и на других функциях организма. Такое влияние может быть очень широким, может охватывать целый ряд функций, казалось бы очень отдаленных, не связанных с работой данного анализатора. Например, при выключении рецепторной функции зрительного анализатора — при слепоте — в организме наблюдаются нарушения обмена веществ (нарушения водного и солевого обмена), а также некоторые изменения в работе желез внутренней секреции. Оказывается, что все эти функции зависят от действия света на организм через зрительный анализатор. Другим примером может служить зависимость речевой функции от сохранности слухового анализатора. Как уже было сказано, при поражении даже периферического отдела слухового анализатора нарушается понимание речи. Нарушения понимания речи в свою очередь приводят к тому, что недоразвивается собственная речь ребенка. Таким образом, дефекты в работе слухового анализатора приводят к глубоким нарушениям развития речедвигательного анализатора. Целый ряд нарушений физиологических процессов вызывается органическими поражениями центральной нервной системы. Эти нарушения могут носить как общий характер, так и быть, связанными с определенными отделами центральной нервной системы, с определенными функциями. К нарушениям общего характера можно отнести такие, как дефекты в обмене веществ и работе желез внутренней секреции, которые наблюдаются, например, у некоторых детей-олигофренов. К той же группе нарушений следует отнести и нарушения высшей нервной деятельности. Более специализированный характер носят нарушения, обусловленные локальными органическими поражениями, которые имеют место лишь в пределах одного анализатора (корковой его части). Такие поражения могут нарушать и условно-рефлекторную деятельность, однако только в пределах одного пораженного анализатора. Так, например, поражение сенсорного центра речи при алалии или афазии, являющегося частью коркового отдела слухового анализатора, ведет к нарушению анализа и синтеза звуковых раздражителей. В таких случаях резко затруднено или полностью нарушено дифференцирование сложных звуковых раздражителей (прежде всего, словесных раздражителей). Выработка же условных реакций, например, на световые раздражители и дифференцирование этих раздражителей могут быть при этом полностью сохранными. В то же время надо иметь в виду, что нарушение функции или потеря какого-либо одного или нескольких анализаторов может влиять на изменение высшей нервной деятельности в двух отношениях. В первую очередь — это непосредственное следствие потери анализатора, в результате которой исключается возможность восприятия раздражений той или другой модальности, что не может не обеднять образ внешнего мира. Ясно, например, что потеря слухового анализатора, создавая невозможность восприятия звуков речи, музыки и всего многообразия звуков внешнего мира, затрудняет, а в некоторых случаях исключает правильную ориентировку в окружающей среде. Потеря зрения означает утрату основного средства дистантного познания предметов окружающего мира. А одновременная потеря зрения и слуха в раннем возрасте, изолируя ребенка от окружающих людей и среды, лишает его возможностей какого бы то ни было психического развития, если не организовано специальное его обучение. Потеря одного или нескольких анализаторов оказывает, кроме того, общее влияние на деятельность коры больших полушарий. Известно, что постоянный поток раздражений через рецепторы в кору больших полушарий создает и поддерживает на определенном уровне рабочий тонус коры, создает нужные условия для ее нормального функционирования, т. е. для постоянного замыкания новых связей и воспроизведения уже имею- щихся. Потеря, например, таких важных анализаторов, какими являются зрительный и слуховой, естественно, резко уменьшает количество приходящих в кору больших полушарий раздражений, что не может не снизить тонус коры и сказывается на ее замыкательной функции. При потере, например, зрения и слуха (в условиях отсутствия специального педагогического вмешательства) ребенок вообще может находиться в положении длительного дремотного состояния — настолько оказывается пониженным тонус коры больших полушарий его головного мозга. Однако отрицательное действие обоих факторов в значительной степени снижается благодаря замечательному свойству нервной системы, приобретенному в процессе длительного эволюционного развития и заключающемуся в способности одних нервных структур замещать функции других структур, т. е. благодаря пластичности нервной системы. Именно это свойство нервной системы позволяет, например, глухому ребенку под руководством взрослых научиться при помощи зрительного анализатора воспринимать речь, овладевать языком, используя двигательный и зрительный анализаторы, и даже воспринимать ритмические элементы музыки при помощи вибрационно-тактильных ощущений. Физиологические исследования в дефектологии начали развиваться сравнительно недавно, поэтому охватывают они далеко не все даже наиболее важные проблемы и не все категории аномальных детей; однако уже получен целый ряд важных данных. Сравнительно много исследований было проведено на детях-олигофренах. При изучении электрической активности мозга было показано, что у значительного большинства детей-олигофренов отсутствует характерный для нормальной коры мозга ритм биоэлектрической активности — так называемый альфа-ритм (8—12 колебаний в секунду). Вместо него регистрируются дельта-волны, частотой 3—4 колебания в секунду, которые указывают на наличие органических дефектов мозга, значительно нарушающих функциональное состояние коры. Особенно существенные отличия от электрической активности мозга нормальных детей наблюдаются у детей- олигофренов при исследовании с применением ритмических световых раздражений. У детей- олигофренов при этом отсутствует перестройка корковой ритмики на высокие частоты, которая характерна для работы нормальной коры. Вместо этого возникают медленные колебания электрической активности, свидетельствующие о нарушении нейродинамики, о склонности корковых клеток впадать в тормозное состояние. При изучении высшей нервной деятельности умственно отсталых детей было показано, что хотя замыкание простых условных связей у детей-олигофренов может происходить так же быстро, как и у нормальных школьников того же возраста, уже на уровне простых условных связей обнаруживается целый ряд нарушений нейродинамики. Наиболее существенными нарушениями являются:
1) снижение силы основных нервных процессов, особенно процесса торможения, которое выражается в трудностях образования дифференцировок;
2) нарушение подвижности основных нервных процессов, наиболее существенным проявлением которого является инертность старых упроченных условных связей. Эта инертность затрудняет выработку новых сложных связей у детей-олигофренов, а следовательно, является одним из основных патологических факторов, создающих трудности в обучении этих детей;
3) патологически широкая иррадиация нервных процессов, лежащая в основе чрезмерно широкой генерализации раздражителей. Эта склонность к чрезмерной генерализации раздражителей нарушает нормальный ход формирования понятий у умственно отсталых детей;
4) нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем. На основе этих данных была пересмотрена методика обычного неврологического обследования детей-олигофренов и показано, что ошибочные ответы детей во время исследования, например, кожной чувствительности являются результатом патологических особенностей их нейродинамики, а не нарушений чувствительности как таковой. В процессе выработки у детей-олигофренов условных реакций и дифференцировок разной сложности было установлено, в каких условиях патологические особенности нейродинамики затрудняющие образование новых связей, проявляются с наибольшей силой, а также обнаружены некоторые приемы, облегчающие формирование новых условных реакций и дифференцировок и способствующие нормальному взаимодействию сигнальных систем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)