Закономерности физиологии аномального развития
Гораздо важнее опосредствованное влияние физиологических исследований, которое проявляется в углублении диагностического подхода через более полное раскрытие природы нарушений, структуры дефекта, через изучение закономерностей физиологии аномального развития. Овладение этими физиологическими знаниями дает возможность врачу и педагогу-дефектологу, непосредственно участвующим в отборе детей в специальные школы, более полноценно использовать имеющиеся в их распоряжении методики и средства исследования, более глубоко анализировать наблюдаемые ими отклонения в развитии и понимать пути и перспективы коррекционной и учебной работы. Как уже отмечалось, физиологические методы исследования имеют значение для обоснования некоторых возможностей компенсации дефекта. Более обоснованный подход к способам компенсации возможен на основе использования результатов изучения не только особенностей работы анализаторов (органов чувств) аномального ребенка, но и знания всех особенностей его высшей нервной деятельности. Эти данные позволяют выявить как наиболее нарушенные, так и наиболее сохранные физиологические функциональные системы организма, на которые можно опереться при осуществлении компенсаторной работы. Они дают возможность выяснить патофизиологические механизмы тех или иных нарушений деятельности для того, чтобы понять, в каких условиях эти нарушения проявляются с наибольшей силой и в каких, напротив, они сказываются в наименьшей степени. Все это помогает правильно определить перспективы компенсаторного развития ребенка, установить, до какой степени может идти процесс компенсации. Физиологические особенности могут служить также тонкими показателями для контроля за происходящим процессом компенсации. Изучение физиологических особенностей аномальных детей необходимо также для обоснования гигиенических нормативов в классах и мастерских специальных школ, норм учебной нагрузки, распорядка дня, норм физической нагрузки для учащихся специальных школ (на занятиях ритмикой и физической культурой, при работе в мастерских). Глубокое научное обоснование всех этих норм может быть сделано только на основе всестороннего изучения аномального ребенка и в том числе на основе детального знания особенностей деятельности его организма, его работоспособности, особенностей функционирования отдельных органов, динамики развития функций детского организма в целом и отдельных его органов и систем. Физиология не претендует на подмену педагогики в каких бы то ни было разделах коррекционно-воспитательной работы. Но вместе с тем все данные физиологических исследований при правильном их использовании клиницистами, психологами, а через клинические и психологические исследования и педагогами могут помочь правильной организации педагогического процесса, компенсации дефектов аномальных детей. Изучение физиологических особенностей аномальных детей показывает, что наблюдаемые у них отклонения от нормы могут относиться к самым различным физиологическим функциям — двигательным, пищеварительным, функциям сердечно-сосудистой системы и т. д. Однако с точки зрения дефектологии в первую очередь интерес представляют особенности функционирования анализаторов аномального ребенка и особенности его высшей нервной деятельности — то, что непосредственно связано с его психической деятельностью. В результате нарушения функций ведущих анализаторов — слухового и зрительного — может возникать несколько категорий детских аномалий. При слепоте и слабовидении, глухоте и тугоухости мы имеем дело с более или менее глубокими дефектами этих анализаторов. Анализаторы представляют собой сложные нервно рецепторные системы, через посредство которых осуществляется восприятие, а также нервный анализ и синтез воздействий окружающей среды, благодаря чему становится возможным тонкое приспособление организма -к среде. Каждый анализатор состоит из трех отделов: периферического рецепторного отдела, содержащего рецепторные, чувствительные клетки, воспринимающие соответствующий вид раздражений; проводникового отдела, куда входят идущие от рецепторных клеток нервные волокна, составляющие чувствительный нерв, а также подкорковые нервные узлы и нервные пути; коркового отдела, где осуществляется анализ и синтез возбуждений, приходящих от чувствительных клеток, и образуются связи с другими областями коры. Процесс возбуждения в рецепторных клетках любого анализатора возникает всякий раз, как только раздражитель достигает определенной интенсивности, называемой пороговой величиной. Величина порога определяет чувствительность анализатора: чем она меньше (т. е. чем ниже порог чувствительности), тем выше чувствительность анализатора. Процесс возбуждения, возникающий в рецепторных клетках анализатора, по проводящей его части (нерву) передается в расположенные выше части анализатора: подкорковые структуры и корковую, центральную его часть. Распространяясь на клетки, связанные с речевыми зонами, возбуждение вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, впервые вызывающая едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители меньшей интенсивности, не приводя к возникновению ощущений, в некоторых случаях могут вызывать другие реакции организма (например, такие вегетативные реакции, как изменение частоты сердечных сокращений, сужение периферических сосудов, изменение биотоков мозга и некоторые другие). Такие раздражители называются подпороговыми по отношению к раздражителям ощущаемым, о которых воспринимающий их субъект может дать словесный отчет. Ощущаемые, или надпороговые, раздражители могут дифференцироваться, отличаться друг от друга. Минимальная величина изменения раздражителя, вызывающая едва заметное изменение ощущения, называется дифференциальным или разностным порогом. Если действующий на анализатор раздражитель постепенно усиливать, то в конце концов он достигает величины, которая вызывает неприятное ощущение, а затем и чувство боли. Эти интенсивности раздражителя называются порогом неприятного ощущения (порогом «дискомфорта») и болевым порогом. Весь диапазон раздражителей от абсолютного порога чувствительности до болевого порога называется динамическим диапазоном данного анализатора. Функции анализаторов формируются и развиваются в процессе индивидуального развития организма по определенным закономерностям: каждый анализатор начинает функционировать, воспринимать соответствующие раздражения на определенном этапе развития ребенка. Сначала функции анализатора очень элементарны, затем они постепенно развиваются. Так, у новорожденного уже в первые недели жизни можно отметить реакции на некоторые звуковые раздражители, проявляющиеся сначала лишь в самом элементарном виде, например в виде торможения сосательных движений при действии звука. Но уже эти элементарные реакции позволяют судить о сохранности функции слухового анализатора. Затем к концу первого месяца жизни становится возможной выработка условных реакций на звуковые раздражители и лишь позднее становится возможным их дифференцирование. Дальнейшее развитие анализатора заключается в совершенствовании дифференцировок и в развитии синтетической деятельности — развитии возможности объединения отдельных раздражений в комплексы и системы с последующей дифференциацией этих комплексов. Такова в нескольких словах характеристика работы анализаторов в нормальных условиях. У аномальных детей могут наблюдаться различные нарушения анализаторов. Можно выделить два типа этих нарушений — органические и функциональные. К органическим нарушениям относится врожденное недоразвитие анализаторов или отдельных их частей, которое может быть вызвано каким-либо патологическим процессом во время внутриутробного развития. Органические дефекты анализатора могут также возникнуть как следствие каких-либо патологических факторов, имевших место во время родов, или появиться в результате различных тяжелых заболеваний, перенесенных ребенком во время его постнатального развития. Чем раньше имело место то ,или иное вредное воздействие, тем более грубые дефекты в развитии анализатора оно может вызвать. В результате органических поражений нарушается прежде всего само развитие анализаторов. Они позже «вступают в строй». Элементарные реакции, которые у ребенка с нормальным развитием возникают при воздействии на какой-либо анализатор уже в первые дни жизни, у аномальных детей обнаруживаются значительно позднее. Еще более задерживается развитие более сложных функций: дифференцирование раздражителей и особенно высший анализ и синтез. Так, например, при диффузном поражении коры головного мозга, которое имеет место при олигофрении, функции всех анализаторов и других систем организма развиваются с отставанием от нормы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)