Полномочия органов власти по содействию трудоустройству инвалидов
Указанные кодифицированные акты определяют полномочия органов публичной власти по содействию трудоустройству инвалидов и определения базисных социальных стандартов работоспособности этой категории лиц; создание системы дополнительных гарантий по содержанию члена семьи - инвалида; предсказания финансовых и налоговых льгот и осуществление расходов из бюджета на обеспечение реализации инвалидами их права на социальное и медицинское обеспечение и тому подобное; охраны прав и свобод инвалидов и предупреждения совершения в отношении них правонарушений; осуществления мероприятий на восстановление нарушенных прав и свобод инвалидов; рассмотрения дел об административных правонарушениях; защиты прав, свобод и интересов инвалидов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти.
Кроме кодифицированных актов, формирование и реализация государственной политики в отношении лиц с инвалидностью осуществляется на основе значительного количества законодательных актов, среди которых следует выделить закон «О содействии социальному становлению и развитию молодежи », «Об улучшении материального положения инвалидов войны», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и др. Приоритетное место среди них занимает закон «Об основах социальной защищенности инвалидов » (далее Закон).
Согласно этого Закона, деятельность органов публичной власти направлена на создание правовых, экономических, политических, социальных, психологических и других условий для обеспечения прав и возможностей инвалидов наравне с другими гражданами. Создание этих условий, обеспечивается в деятельности органов публичной власти путем выявления, устранения препятствий и барьеров, препятствующих обеспечению прав и удовлетворению потребностей инвалидов, в частности относительно доступа к объектам общественного и гражданского назначения, благоустройства, транспортной инфраструктуры, дорожного сервиса, транспорта, информации и связи, а также с учетом индивидуальных возможностей, способностей и интересов - к образованию, труду, культуры, физической культуры и спорта; здравоохранению; социальной защиты; обеспечению выполнения индивидуальной программы реабилитации инвалидов; предоставлению приспособленного жилья; содействию общественной деятельности.
Фактически эти направления деятельности органов публичной власти охватывают все сферы жизнедеятельности инвалидов и детализируются в соответствующих программах относительно реализации государственной политики в отношении инвалидов. Однако возникают существенные недостатки, связанные с применением норм этого закона, а также отсутствием должного контроля со стороны соответствующих органов государственной власти, возлагается на них в соответствии со статьей Закона.
Так, в Альтернативном отчете правозащитных общественных организаций отмечается отсутствие ведомственного контроля за выполнением нормативных актов и внесенных в них изменений в соответствии со стандартами Конвенции о правах инвалидов.
Полученные в ходе социологического опроса данные подтверждают это обстоятельство, а
именно: 25% III категории респондентов акцентируют внимание на ненадлежащем государственном контроле, мониторинга в сфере реализации прав инвалидов.
С целью детализации указанных направлений деятельности органов публичной власти, анализ закона «Об основах социальной защищенности инвалидов " относительно реализации и защиты конкретно определенных в его статьях прав и свобод инвалидов, на усилении реализации и защиты которых акцентирует внимание категория респондентов:
а) деятельность органов публичной власти, направленная на реализацию и защиту права инвалида на доступ к информации. В соответствии со статьей Закона, органы местного самоуправления обязаны информировать инвалидов об изменениях и дополнениях законодательства о социальной защищенности инвалидов, однако в какой форме это должно происходить не определено, отсутствует механизм реализации этого полномочия. Так, 60% III категории респондентов акцентируют внимание на отсутствии принятия достаточных мер по предоставлению лицам с инвалидностью информации в доступных форматах с учетом нозологии заболевания. С целью реализации закрепленного в законе информационного обязательства органов местного самоуправления необходимо усовершенствовать порядок доведения до инвалидов законодательства о социальной защищенности инвалидов, кроме обнародования их в официальных печатных изданиях, который должен включать следующие составляющие:
а) деятельность социальных служб относительно адресного доведения до инвалидов законодательства, непосредственно касается их интересов;
б) информационное наполнение веб-сайтов органов публичной власти, с учетом особых потребностей пользователей, законодательными актами и комментариями по их праву применения инвалидами;
в) обнародование через каналы телевидения и радио с адаптацией трансляции в программах для восприятия людьми с проблемами слуха
г) публикация в печатных изданиях;
д) другими способами (разъяснение прав в медицинских учреждениях, касающиеся медицинского обеспечения, социальных службах, касающиеся предоставления социальных услуг).
Наряду с этим, в соответствии со ст. 23 закона «Об основах социальной защищенности инвалидов », органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают возможность коммуникации инвалидов с недостатками слуха в обществе. Телерадиоорганизации (независимо от форм собственности и ведомственного подчинения) обеспечивают субтитрование или перевод на жестовый язык официальных сообщений, кино-, видеофильмов, передач и программ. Однако значительной проблемой сегодня является наличие ограниченного числа на телевидении информационных и тематических телепрограмм, кино-, видеофильмов. По данным Государственного Комитета телевидения и радиовещания, государственные телерадиокомпании обеспечили адаптации программ для восприятия людьми с проблемами слуха в объеме 5460 часов в год, что составляет всего 30 минут в день. Кроме того, по информации Министерства культуры, а также в соответствии с Законом «О кинематографии», зарубежные фильмы перед распространением должны обязательно озвучиваться государственном языке. Однако этот стандарт не применяется к фильмам или развлекательных программ, которые производятся.
В связи с этим целесообразно осуществить адаптацию первого национального канала или создать соответствующий национальный канал для широкой общественности пользователей. В том числе и инвалидов, на котором постоянно осуществлять трансляцию официальных сообщений, в том числе и по изменениям и дополнениям в законодательство о государственной и общественной защищенность инвалидов, кино-, видеофильмов, передач и программ, а также заимствования самых рейтинговых передач с других каналов.
С целью реализации закрепленных в законе «Об основах социальной защищенности инвалидов » обязательств органов публичной власти по устранению информационных барьеров следует упорядочить весь массив информационного законодательства о потребностях инвалидов в части внесения изменений в:
а) законодательства о телевидении и радиовещании;
б) законодательства о телекоммуникациях;
в) законодательства о кинематографии.
Эти изменения должны коснуться четкого закрепления обязательств органов публичной власти:
а) создание информационного доступа инвалидов к публичной информации: оформление веб-сайтов, размещение информации о деятельности органов публичной власти, внедрение технических требований на создание (модернизацию) официальных сайтов с учетом потребностей пользователей с поражением органов зрения и слуха; обеспечение субтитрование или перевод на жестовый язык официальных сообщений, кино-видеофильмов, передач и программ; выдача лицензии на вещание с учетом программной концепции вещания телерадиоорганизации, которая должна предусматривать максимальную долю программ с переводом на жестовый язык;
б) наделение контрольными полномочиями соответствующих инспекционных органов относительно реализации положений, закрепленных в статье Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » ;
в) предвидение соответствующих административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам;
г) усиление надзорных функций правоохранительных органов за соблюдением прав и свобод инвалидов. В соответствующем тандеме можно создать действенный механизм административно-правового обеспечения права инвалидов на доступ к информации.
д) деятельность органов публичной власти, направленная на реализацию и защиту права инвалида на труд. В соответствии с разделом предприятия, учреждения и организации за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов или по решению местного совета за счет собственных средств, в случае необходимости, создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, осуществляя для этого приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оснащения и т. п. с учетом ограниченных возможностей инвалида, определенных в заключении медико социальной экспертизы.
Однако, несмотря на существующую процедуру привлечения инвалидов к труду, создание их конкурентоспособности на рынке труда, сегодня численность работающих инвалидов постоянно сокращается. Это свидетельствует, прежде всего, о неэффективности отдельных мероприятий, разработанных и внедренных органами публичной власти.
истративного права государственно-властную, контролирующую, публично-сервисную деятельность публичной власти, базирующейся на личностной идеологии и направлена на утверждение, реализацию и защиту прав и свобод инвалидов. Во вторых, способствовал анализа правового регулирования деятельности органов публичного власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов как системы и определению путей его совершенствования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)