Коммуникационные процессы в управлении инклюзивным учебным заведением
Управление социальными процессами реализуется с помощью управленческой информации, которая отражает содержание управленческих действий. Обмен управленческой информацией осуществляется с помощью коммуникаций. Почти все сферы человеческих отношений основываются на коммуникации с помощью речи, символики (письменности), движений, жестов, спонтанных проявлений (мимики, голоса), средствами которых являются послания или сигналы.
Коммуникации - это те процессы, которые обязательно должны обеспечить взаимопонимание. При других обстоятельствах их можно считать утратившими смысл или просто не состоявшимися. Слабо налаженные коммуникации порождают ошибочные решения, непонимание подчиненными требований руководства, ухудшение отношений между людьми. Эффективность коммуникаций приводит к качеству решений и эффективности их реализации.
Базой коммуникаций является эффективное информационное обеспечение. Информационное обеспечение - это совокупность элементов (сообщений о конкретных явлениях, событиях, производственно-хозяйственной, учебно-воспитательной деятельности), которые позволяют организовать своевременное поступление необходимого количества информации соответствующего качества на все уровни и звенья управления. Качество информации зависит от точности (быть безошибочной), оперативности (реально характеризовать текущие данные), целесообразной полноты (быть релевантной), логической краткости (чтобы мгновенно уловить ее смысл), уместности (приоритетность сути в соответствии с ситуацией).
Особую роль играют коммуникации, направленные на формирование имиджа образовательной организации. Среди организационных форм коммуникаций, которые могут быть использованы для формирования имиджа современных учебных заведений, можно назвать следующие:
- выпуск проспектов (буклетов) об учебном заведении, истории его развития, основные задачи;
- подготовка информационного бюллетеня для учащихся и родителей об основных условиях поступления в учебное заведение, требования к обучению;
- выступления администрации учебного заведения перед родителями будущих учеников с разъяснением основных целей учебного заведения;
- подготовка специальных журналов, сборников, учебных программ, которые отражают реальные творческие достижения учащихся и педагогов;
- участие учебного заведения в выставках передового педагогического опыта;
- выступления администрации и учителей на научно-практических семинарах, конференциях;
- подготовка материалов для средств массовой информации;
- проведение Дня (недели) презентации учебного заведения;
- разработка гимна, герба, девиза учебного заведения, его «фирменных» значков, открыток, визиток и др.
Использование таких средств будет способствовать формированию имиджа учебного заведения, созданию его своеобразного, неповторимого образа.
Управление нормальным функционированием образовательной организации осуществляется в результате действия целой системы внешних и внутренних коммуникаций.
Уместно осознать суть такого психологического феномена как трансакция. Уяснить ее можно через модели состояний «Я». Ученые утверждают, что каждого человека формируют три разных состояния «Я», которые влияют на его мысли, чувства и действия.
- «Я - родитель» (это состояние предопределяет поведение, аналогичное родительскому: для него найти виновного гораздо важнее и приятнее, чем проанализировать и решить проблему);
- «Я - взрослый» (ориентирован на существующие реалии, проверяет данные и принимает квалифицированные решения);
- «Я - ребенок» (различают три формы: естественное, приспособленчество, «маленький профессор»). Естественное «Я - ребенок» характеризуется сильным первичным состоянием, которое нельзя подавить ни воспитанием, ни другими мерами. Приспособленческое «Я - ребенок» сопровождается попыткой человека быть неприметным и делать то, что от него ожидают. «Маленький профессор» легко схватывает интуицией то, что «Я - взрослый» постигает после анализа.
- различных сделок выделяют параллельные; такие, которые пересекаются; скрытые.
- трансакции - возникают, если «Я» реципиент (тот, кто получает). Трансакция в основном соответствует состоянию «Я», выбранному отправителем информации.
- , которые пересекаются. Их предпосылкой является появление другого состояния «Я» - не того, к которому обращались, поэтому линии трансакции пересекаются, вызывая недоумение. Такое состояние может порождать различные риски.
- природы коммуникаций, сути коммуникативных процессов, направлений трансакций в коммуникациях нужны руководителю учебного заведения для достижения взаимопонимания как в коллективе, так и с внешними коммуникаторами, что способствует четкому выполнению подчиненными своих задач.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)