Значение эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций
Организуя эмоционально-обогащенные воспитательные ситуации необходимо учесть и то, что подражание имеет большое значение для развития детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Благодаря ему у них вырабатываются непосредственные личностные привычки. Часто они не осознают мотивы того или иного поступка, но действуют в соответствии с социальными нормами. Это является свидетельством того, что этот способ поведения превратился в привычку, в необходимость действовать именно таким образом. Копируя взрослого, дети воспроизводят нормы и правила социального поведения, они приближают его к миру взрослых и вызывают эмоциональное удовольствие. Получение положительных переживаний приводит к тому, что правильный поступок повторяется ними и закрепляется как устойчивая нравственная привычка. Непосредственная привычка является изначально неконтролируемым стереотипом поведения, это - эмоция в чистом виде, которая стала поступком, поэтому эта привычка является не столько образом сознания, сколько образом действия. Это непосредственно касается детей с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями. При этом, если для детей с нормальным психофизическим развитием такие привычки выступают только трамплином для дальнейшего овладения моральным поведением, то для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью они в большинстве случаев являются пределом развития социальных норм.
Подражание является важным, но не главным моментом в формировании социального поведения. Главным моментом выступает специально направленный коррекционно-воспитательный процесс, при отсутствии которого дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью остаются на рудиментном уровне своего развития. Только благодаря специальным воспитательным воздействиям они в состоянии овладеть элементарными нормами и правилами, которые дают им возможность частично адаптироваться в общественной среде.
Необходимо отметить, что они постоянно зависят от взрослых, ведь не могут самостоятельно научиться удовлетворять свои потребности, без внешнего руководства у них не формируются навыки самообслуживания и т.д. Такие дети во всем нуждаются в руководстве и указаниях. Организация эмоционально-обогащенных ситуаций в процессе проведения игровой деятельности позволяет педагогам использовать все возможные влияния на сознание таких субъектов, втянуть их в практическую деятельность, актуализировать имеющиеся навыки и развить самостоятельность. Причем учитывается, что воспитание детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью не является полностью управляемым процессом, ведь в своей основе он базируется на внешнем подкреплении по стимул-реактивной схеме. У них не создается устойчивая нравственная структура, которая бы давала им возможность выборочно относиться к той или иной ситуации. Дети действуют так потому, что им показали образец поведения, подкрепив его положительными переживаниями.
В построении процесса коррекционно-воспитательной работы с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью важная роль отводится педагогу как проводнику социальных норм и правил. Воспитатели специальных заведений показывают детям иногда единственные образцы поведения, ведь они достаточно ограничены в моральном поле общественных отношений. От того, какие образцы поведения сформирует и закрепит педагог, как будет проходить работа по преобразованию навыков в устойчивые привычки зависит нравственное развитие ребенка. Педагог должен помнить, что дети с отклонениями - это не проявления злой воли, а следствие негативных воздействий окружающей среды и их общностей. Здесь он должен учитывать всю социально-биологическую основу личности своего воспитанника и помнить, что он работает с детьми своеобразными, а затем держать в поле зрения причины, формы и степени трудновоспитуемости.
Проведенные исследования показывают, что использование эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций в процессе коррекционно-воспитательной работы положительно влияет на формирование у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью навыков и привычек социального поведения. Их положительное влияние объясняется тем, что:
- в процессе их проведения педагоги опираются на эмоционально-волевую сферу, которая по сравнению с интеллектуальной сохранена у них лучше. При этом учитывается известное положение о том, что во время коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями психофизического развития нужно опираться на здоровые, менее поврежденные функции или функциональные системы, что дает возможность сформировать у них определенную систему навыков и привычек, развить личность в целом;
- своевременная коррекция неправильного поведения индивида дает возможность уменьшить инертность негативных образований;
- сочетаются практически-деятельностный и коммуникативный типы поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, вербальная информация закрепляется с помощью моторных действий;
- данные ситуации проводятся на основе игровой деятельности, которая является ведущей для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью почти на протяжении всего периода пребывания в специальном учреждении, отвечают внутренним потребностям и стимулируют их умственную активность;
- своевременное положительное подкрепление поведения дает возможность детям самостоятельно убедиться в его превосходстве;
- организация таких ситуаций позволяет детям знакомиться с жизнью общества, лучше понять и осознать потребности в соблюдении правил социального поведения и в конечном счете положительно влияет на адаптацию таких индивидов в общественной среде;
- ситуации включают в себя общественно-значимые профессии, на которых сконцентрировано внимание детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, таят в себе привлекательность и таким образом формируют желание ребенка. Эта возможность сформировать мотивы к деятельности делает их лучшим воспитательным средством.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)