Организация эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций
После организации эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций социальное поведение детей третьей группы значительно улучшилось. Они стали внимательнее относиться к своим товарищам, учитывать их интересы. Дети стали чаще замечать и понимать потребности сверстников. Большинство из них во время совместной деятельности помогали друг другу, употребляли слова вежливости, старались не мешать друг другу.
В процессе проведения контрольного эксперимента наблюдались случаи, когда дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, которые не имели устной речи, пытались вежливо просить детали у товарищей. При этом они использовали жесты и мимику - складывали вместе руки, смотрели ровеснику в глаза, показывали на деталь и махали головой.
Лучше вели себя при проведении воспитательных мероприятий и во время игры эмоционально-лабильные воспитанники. Они с удовольствием слушали воспитателя, с интересом рассматривали картинки. Большинство из них задавали педагогу вопрос: «А это что такое», «А это кто?», «А где наша школа?» и т.д. Особенно большой интерес вызвало у них слайд-шоу. Каждое новое изображение вызвало бурную эмоциональную реакцию: они вставали из-за парты, подходили к экрану, показывали на картинке здания. После беседы воспитанники с таким типом поведения сразу же стремились уйти играть с конструктором, постоянно обращались к педагогу при поддержке своих действий. Под влиянием увиденных слайдов они сразу же пытались строить такие же здания. Это у них не получалось и поэтому они постоянно обращались к педагогу. Воспитанники слушались взрослого и стремились придерживаться тех правил общения, о которых рассказывал им воспитатель. Они делились с товарищами игрушками, помогали им складывать конструктор. Однако усвоение и использование тех или иных навыков правильного социального поведения происходило у них только после пятого, а в некоторых случаях - после четвертого «урока помощи».
После закрепления знаний о правилах поведения практической деятельностью в социальной среде поведение детей этой группы значительно улучшилось. Они копировали поведение взрослых на производстве, запоминали его и переносили на общение со сверстниками. После проведения воспитательного мероприятия эти дети длительное время находились под влиянием совместной деятельности с рабочими, вспоминали их поведение.
Пассивно-индифферентные дети с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями усваивали правила социального поведения гораздо медленнее. Во время демонстрации слайдов и рассказов воспитателя о строителях и правилах поведения на стройке они спокойно сидели, не задавая вопросов воспитателю и внешне не показывали понимание той или иной нормы. Казалось, что рассказы взрослого они не слышат, а наблюдают только за яркими миниатюрами и процессом их изменения. Эти дети не стремились, в отличие от предыдущей группы, сразу же после окончания беседы идти играть с конструктором. Им нужно было указание, определенный толчок со стороны педагога. В игре они выполняли второстепенные роли, были пассивны и самостоятельно инициативы в совместной деятельности не проявляли. Они лишь пытались ставить одни детали на другие и иногда могли попросить нужную конструкцию у товарища.
Находясь на строительстве, дети данной группы выполняли указания педагога, работая при этом с удовольствием. Незнакомых взрослых они сначала боялись, от контакта уклонялись. Постепенно пассивно-индифферентные воспитанники начали общаться с рабочими, при этом чувствуя себя достаточно скованными. Всей их деятельности на строительной площадке присуща инертность, страх сделать что-то неправильно и этим вызвать недовольство к себе. Поэтому они старались выполнять ту работу, которая была им хорошо знакома. Несмотря на свою пассивность после проведения воспитательного мероприятия они также улучшали свое социальное поведение: стали замечать и понимать потребности своих товарищей, даже иногда предлагали свои услуги. Улучшилось их поведение в классе, некоторые из них стали просить поручения, то есть у них возникло стремление к деятельности. Отдельные воспитанники с пассивно-индифферентным типом поведения даже начали делать замечания своим товарищам, если замечали за ними нарушения. Эти дети длительное время находились под влиянием эмоционально-обогащенной воспитательной ситуации, вспоминая поведение работников и своих товарищей.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью агрессивно-возбудимого типа во время проведения беседы и показа слайдов нарушали дисциплину в классе. Выключенный свет и темнота в кабинете приводили к расторможенности на некоторое время их поведения: они начинали выкрикивать, затрагивали своих товарищей, пугали их. Постепенно их поведение нормализовалось, и они начали обращать внимание на экран и педагога, с интересом слушали рассказ воспитателя, некоторые из них даже задавали вопросы. После окончания беседы дети третьей группы отказались идти играть с конструктором. Привлечь их внимание к игре удалось лишь предложив им не играть, а помочь сложить конструктор детям, у которых это не получалось. С таким предложением почти все они соглашались. В игре сразу же стремились занять доминирующее положение: забирали большинство деталей, могли оскорбить и ударить сверстника. Из-за такого поведения большинство воспитанников отказывались от совместной деятельности с ними. Во время закрепления правил социального поведения агрессивно-возбудимые дети работали с удовольствием. При этом необходимо отметить, что они слушали указания взрослых рабочих даже лучше, нежели педагогов. Эти люди были в их глазах авторитетами, которых нужно слушать. Однако, когда наступал период усталости, они отказывались от работы, начинали прятаться, у некоторых проявились даже аффективные вспышки. Успокоить их удалось только путем переключения на другую деятельность. Во время наблюдения за агрессивно-возбудимыми детьми после воспитательного мероприятия, были замечены определенные положительные изменения в их поведении: они стали больше внимания уделять своим товарищам, чаще приходить им на помощь, стремились сдерживать свои эмоции во время совместной деятельности, негативные проявления к товарищам возникали у них реже. Если эти дети и до сих пор следили за поведением сверстников, но при этом сами часто не соблюдали правил, то после воспитательного мероприятия у них повысилась критичность не только к своим товарищам, но и к себе.
Таким образом, воспитание детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью путем создания эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций дает возможность всем воспитанникам усваивать нормы и правила социального поведения. После их проведения почти у всех детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью формируются новые навыки, которые постепенно превращаются в привычки. При этом необходимо отметить, что уровень усвоения ими моральных норм зависит от особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, от соотношения процессов возбуждения и торможения, от способности к сотрудничеству и от физического развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)