Потребность в соблюдении правил поведения
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью третьей группы в большинстве случаев умеют пользоваться предметами деятельности, у них уже сформированы определенные автоматизированные привычки поведения. Они в основном правильно ведут себя во время повседневной деятельности, хотя некоторым из них даже в этом возрасте (11-13 лет) нужна помощь взрослого не только в виде указаний, но и несколько практического плана.
К требованиям педагога по соблюдению правил поведения дети этой группы относятся по-разному: одни - отрицательно, отказываются их соблюдать и требуют четких указаний, руководства, пособия, применения методов стимулирования; другие относятся индифферентно и, как часто кажется окружающим, почти не проявляют к ним интереса; третьи - свою деятельность направляют на то, чтобы получить похвалу, благодарность от педагога и, поэтому стремятся меньше нарушать правила.
При отсутствии педагога у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью этой группы наблюдается несколько иная ситуация, чем у воспитанников младших групп. В этом возрасте уже достаточно четко выделяется лидер группы, который и берет на себя роль воспитателя. Большинство подчиняются его требованиям, если они носят понятный для них характер. Лишь отдельные воспитанники, которые также претендуют на эту роль, отказываются выполнять его распоряжения, что часто приводит к конфликтным ситуациям.
Дети этой группы больше осознают потребность в соблюдении правил поведения. Они умеют самостоятельно убирать постель, относить после обеда посуду, умываются и чистят зубы. У них наблюдается стремление к деятельности: просят разрешения у педагога помыть пол, сложить книги, игрушки. И, осознавая потребность в соблюдении правил в привычных ситуациях, при их изменении теряются. У некоторых из них возникает желание передать свои знания товарищам, но без помощи взрослого они этого сделать не могут.
В этот период более побуждающую силу имеют поощрения в виде похвалы за хорошее поведение, отличия перед товарищами, награды определенным призом. Большее значение приобретает оценка поведения детей перед группой, соединенная с определенным подкреплением в виде разрешения подежурить в столовой, накормить животных в живом уголке, выгулять их и тому подобное. Наказание иногда применяется в форме запрета выполнять определенную работу, смотреть телевизор в свободное время и тому подобное. Оно используется только в случае, когда другие способы воздействия не приносят положительного результата или воспитатель должен остановить развитие негативной привычки поведения.
В процессе исследования была проведена беседа, цель которой - определить навыки и умения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью соблюдать правила практически-деятельностного поведения в спальной и ванной комнатах, в столовой; при пользовании предметами деятельности в ситуациях самообслуживания; во время выполнения гигиенических процедур; определить реакцию на поведение товарищей, эмоциональную реакцию на деятельность; осознание правил. Для этого было проведено анкетирование, предложив воспитанникам ответить на вопросы.
- Фамилия и имя.
- Знаешь ли ты, как нужно правильно мыть лицо, руки? Расскажи.
- Ты всегда берешь мыло, когда умываешься?
- Ты не мешаешь другим детям?
- Твои товарищи всегда пользуются мылом?
- Что ты делаешь, когда замечаешь, что твои товарищи нарушают поведение?
- Ты любишь умываться?
- Когда нужно обязательно мыть руки?
- Для чего нужно умываться, мыть руки, чистить зубы?
- Знаешь, для чего нужна ложка, чашка, тарелка?
- Как нужно вести себя за столом?
- Ты не нарушаешь поведение за столом?
- Твои товарищи умеют правильно и аккуратно есть?
- Хотел бы ты сидеть за столом один или вместе с товарищами? Почему?
- Убираешь ли ты на столе после себя или тебя просит об этом воспитатель?
- Почему ребенок должен соблюдать правила поведения за столом?
- Умеешь ли ты раздеваться и правильно складывать одежду?
- Как нужно вести себя в спальне?
- Ты сам не нарушаешь ли дисциплину?
- Твои товарищи раздеваются и одеваются самостоятельно или им помогает воспитатель?
- Кто из них нарушает дисциплину в спальной? Как ты на это реагируешь?
- Поддерживаешь ли ты чистоту и порядок в спальне? Почему?
- Любишь ли ты ходить в чистой и отремонтированной одежде? Кто тебе ее ремонтирует?
- Для чего нужно соблюдать правила поведения в спальне?
Определенное количество детей первой группы, и отдельные воспитанники второй и третьей групп не обладают устной речью. Таким детям был предложен вопрос с набором ответов. Эти дети, не имея устной речи, понимали обращенную к ним речь и некоторые из них давали ответы жестами.
Беседа была рассчитана на 10-15 минут, но дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью первой группы не могли так долго сотрудничать с экспериментатором. Они отвлекались, начинали отвечать наугад, занимались другими делами (крутили пуговицы, начинали доставать из карманов разные вещи, смотрели в окно и т.д.). Тогда беседу разделили на части. В этом случае работали с детьми не более 5-6-ти минут. Они могли сдерживать свои эмоции и отвечать на вопросы.
Проводя беседу с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первой группы, определено, что в начале пребывания детей в заведении у большинства из них нет представлений о правилах поведения в столовой, в спальне и ванной комнатах. Они не могут объяснить, как нужно правильно умываться, вести себя за столом, одеваться и раздеваться. Эти дети еще не знают назначение предметов повседневного обихода, не умеют ими пользоваться. Несколько лучше ориентируются в этих вопросах дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, которые пришли в заведение из специализированных и общеобразовательных детских садов, центров ранней социальной реабилитации. Они часто могут объяснить назначение чашки, ложки, зубной щетки и т.д., умеют ими пользоваться. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первой группы в большинстве случаев не замечают нарушений поведения своими товарищами, не пытаются их исправить и сделать замечание. Они в начале пребывания в заведении не осознают потребность в соблюдении правил. На вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения?» Они отвечают:
- Чтобы воспитатель не ругала.
- Будешь плохо есть, мешать - гулять не пойдешь.
- Приедет мама, а воспитатель скажет, что одежда валяется. Больше не приедет.
Только один мальчик в этой группе дал ответ, который свидетельствует об определенной осознанности поведения в ванной:
- Умываться надо, заболеешь. Будет болеть живот. Будут колоть иглой.
Хотя его ответ и свидетельствует об определенном осознанном отношении к правилам гигиены, но в этом случае мы имеем скорее то, что субъект получил отрицательный опыт. Такое подкрепление помогло сформировать у него знания о поведении данного плана, но при этом эти знания еще не указывают на образование привычки. На вопрос «Когда нужно обязательно помыть руки» он ответил:
- Когда воспитатель скажет.
Дети третьей группы значительно лучше умеют пользоваться предметами деятельности. Большинство знает их назначение, и различные ситуации в которых ими пользуются.
Эти дети уже лучше знают правила поведения в различных ситуациях, особенно в столовой.
Знания о правилах поведения в ванной и спальной комнатах были более поверхностные.
Умственно отсталые дети с умеренными или тяжелыми нарушениями в этот период уже не только замечают нарушение дисциплины, но и определенным образом реагируют на них. Одни бегут жаловаться воспитателю, другие делают вывод для себя.
У детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в этот период возникает определенная потребность в соблюдении правил поведения. Эта потребность в соблюдении правил сочетается с эмоциональным комфортом или дискомфортом, который испытывает ребенок. Это свидетельствует о том, что эмоции детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями в данный период являются ведущими при соблюдении дисциплины.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью третьей группы уже неплохо умеют пользоваться предметами деятельности, понимают их назначение, придерживаются последовательности. Они знают правила поведения в спальне, столовой, ванной, большинство из них правильно о них рассказали.
На вопрос о нарушении ими правил поведения ответили:
- Нет. Не нарушаю. Стараюсь хорошо.
- Нет. Очень редко.
- Иногда, но редко.
Такие ответы свидетельствуют о том, что дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью данной группы знают правила поведения и пытаются их соблюдать. Они понимают, что не всегда себя правильно ведут, и поэтому отвечают «нет», но дополняют словами - «стараюсь хорошо», «очень редко», «иногда» и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)