Основные направления внеклассной коррекционно-воспитательной работы
Работы в группе
Воспитание - процесс, который начинается задолго до вступления ребенка в школу и продолжается всю жизнь: человек накапливает и усовершенствует свой жизненный опыт, расширяет и углубляет свои знания, овладевает новыми ценностями. Однако, именно школьные годы - это время наиболее интенсивного развития личности, формирование характера и поведения.
Пластичность и восприимчивость центральной нервной системы является почвой для формирования и развития личности школьника. Поэтому именно в этот период осуществляется специально организованное воспитательное влияние в пределах учебного заведения.
Центральной фигурой процесса воспитания в специальном образовательном заведении является педагог, который должен обеспечивать организацию целенаправленного коррекционно-воспитательного воздействия на личность учащихся с целью формирования необходимых качеств в сочетании с организацией ежедневной жизни и деятельности воспитанников в соответствии с имеющимися у них расстройств и вторичных нарушений.
В современных исследованиях отмечается, что результативность коррекционно-воспитательного процесса специального учебного заведения для умственно отсталых детей во многом определяется тем, в какой степени ребенок вовлечен в социальные отношения, насколько широки его отношения с людьми, насколько успешно он входит в мир предметов и явлений окружающего мира; овладевает социальным опытом, овладевает речью, предметными действиями, различными формами поведения, привычками; приобретает жизненно, социально, личностно значимые качества, навыки и умения, которые способны обеспечить оптимальный уровень функционирования.
Вместе с тем, экспериментальное исследование результатов внеклассной коррекционно-воспитательной работы вспомогательных школ показало недостаточный уровень сформированности жизненной компетентности выпускников, что, в частности, выражается в недостаточном уровне самостоятельности и низком уровне коммуникативности; неумении применять приобретенные знания и навыки в повседневной жизни; непонимании последствий поступков (как собственных, так и чужих) и их общественного значения; некритическом отношении к собственному поведению; недостаточном уровне сформированности навыков самоконтроля и поведения; низком уровне сформированности положительных привычек социального поведения; узкой вариативности поведения; неадекватной самооценке, недостаточном уровне самосознания и тому подобное.
В практике работы вспомогательных школ до сих пор устоявшимся остается традиционный взгляд на планирование воспитательной работы как на планирование воспитательных мероприятий, а не процесс формирования личности конкретного ученика. Достаточно типичной является ситуация преобразования воспитательных мероприятий в самоцель деятельности воспитателя, недопонимания воспитателями сущности проблемы формирования личности школьника, течения процессов социализации и социальной адаптации, возможностей влияния на них.
Планирование воспитательной работы школы обычно осуществляется при отсутствии комплексного подхода к формированию личности школьника, что обусловлено, в частности, недостаточным пониманием педагогами сущности данного процесса и соответствующих механизмов коррекционно-воспитательного воздействия; механизма оценки состояния и уровня воспитанности школьников и др.
Поэтому исследование подтвердило, что трудности в воспитании детей, обусловленные интеллектуальной недостаточностью, усиливаются из-за существенных недостатков в организации воспитательного процесса, который не обеспечивает надлежащих условий для полноценной социализации подростков. Среди основных причин недостаточной эффективности коррекционно-воспитательной работы школы, рядом с многими другими определено, в частности, следующие:
- Недостаточная четкость и конкретность в определении педагогами воспитательных целей, отождествление их с содержанием обучения или собственной деятельностью.
- Преобладание случайности в выборе тактических и стратегических действий педагога.
- Взгляд на планирование воспитательной работы как на планирование воспитательных мер, а не процесса формирования личности конкретного ученика.
- Преобразование воспитательных мероприятий в самоцель деятельности воспитателя, что, в свою очередь, приводит к деформации как содержания, так и последовательности воспитательных действий, которая приводит к изменению критериев контроля за процессом воспитания и оценки его эффективности.
- Недостаточное понимание воспитателями сущности проблемы формирования личности школьника, течения процессов социальной адаптации и возможностей влияния на них.
- Преобладание ориентации коррекционно-воспитательной работы в группе на специфику расстройства ученика, а не на его социальные и психологические последствия.
- Планирование воспитательной работы школы при отсутствия комплексного подхода к формированию личности школьника, что обусловлено, в частности, недопониманием педагогами сущности данного процесса и соответствующих механизмов коррекционно-воспитательного воздействия; механизма оценки состояния и уровня воспитанности школьников.
- Неумение (а порой и нежелание) выяснять причины определенных трудностей в воспитательной работе с учащимися разного возраста, а потому, невозможность помощи им в решении конфликтных ситуаций; преобладание в практике работы школ субъективных оценок поведения учащихся со стороны педагога; непонимание истинных мотивов действий и поступков учеников, чрезмерная обобщенность оценок, отсутствие необходимой последовательности и развернутой аргументации при оценке; недостаточное применение педагогами специальных приемов анализа конфликтных или спорных ситуаций и поступков школьников, соответственно, не всегда методически правильное применение средств воспитательного воздействия; недостаточное понимание, признание и принятие педагогом интересов, своеобразия и индивидуальности каждого ученика.
- Недооценка возрастных особенностей школьников при организации соответствующей деятельности; преобладание традиционных директивных методов воспитания, в частности, таких, как закрепление в отношениях воспитателя и воспитанника стереотипов руководства и подчинения как основной позиции в воспитательном процессе.
- Отсутствие у воспитанников интернатных учреждений возможности проявлять самостоятельность в повседневной жизни и быту, чрезмерное их попечительство и др. Таким образом, несмотря на недостаточный уровень подготовленности выпускников к жизни, актуальным на сегодня является не только обновление содержания воспитания и определения поведения школьника как объекта процесса воспитания, но и четкое определение основных направлений деятельности воспитателя, направленное на формирование личности школьника, способного овладеть собственным поведением.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)