Обеспечение недискриминационного характера программ реформ в отношении людей с инвалидностью
В процессе разработки программ деинституционализации существует большой соблазн, сначала взяться за «простые» случаи, а проблемы детей и взрослых с более сложными случаями инвалидности рассмотреть позже. Как показывает опыт, очень редко дискриминационные программы реформ возвращаются к интеграции в общество тех, о ком забыли, очень часто аргументируя это уменьшением финансовой помощи или ослаблением политической составляющей внедрения реформы.
В тех странах, где было принято решение о закрытии интернатных учреждений и устройстве детей в любящих семьях, о детях с инвалидностью вспоминают в последнюю очередь.
К примеру, в Сербии деиституциализация получила приоритетный статус. Процесс происходил очень активно, однако впоследствии оказалось, что дети без инвалидности покинули интернаты гораздо быстрее, чем дети с инвалидностью. Эта ситуация стала примером важности обеспечения того, что реформы разрабатываются и воплощаются с учетом всех без исключения детей.
Экспертная группа Европейского Союза предупреждает, что жители интернатов с менее сложными случаями инвалидности очень часто являются попечителями для тех лиц, которые имеют тяжелую инвалидность. Частичная программа деинституционализации оставляет тех, кто имеет тяжелую инвалидность без необходимой поддержки, в результате чего они могут стать жертвами недосмотра, жестокого обращения и маргинализации чаще, чем когда-либо прежде. Экспертная группа сообщает, что необходимо избегать таких рисков путем полного включения изначально людей с тяжелой инвалидностью и серьезными потребностями в процессы деинституционализации.
Выводы
Россия столкнулась с масштабными вызовами в контексте защиты прав детей, размещенных в интернатах, а также прав значительно большего числа взрослых, находящихся в интернатных учреждениях для взрослых. Согласно международному законодательству, включая Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, все дети с инвалидностью имеют право проживать в обществе и иметь равные с другими возможности. Чтобы этого достичь, государство должно создать широкий спектр услуг на уровне общества и программ поддержки оказания помощи семьях, в которых есть дети с инвалидностью, которые бы способствовали оставлению детей в семьях. Государство должно создать ряд программ для приемных семей и другие дополнительные программы помощи для детей, которые не имеют семьи, а также гарантировать, доступность инклюзивного образования в школах. Создание таких услуг поможет наложить мораторий на дальнейшее размещение детей в интернатных учреждениях.
Несмотря на экономический кризис, есть определенные шаги, которые можно предпринять в целях содействия интеграции в общество, даже при условии имеющихся ресурсов. В конце концов, поддержка семей в обществе является общечеловеческим вопросом и менее затратным, чем поддержка системы интернатов по всей стране. Любые вложения средств, которые можно предпринять для создания услуг общества, будут способствовать предотвращению новых случаев инвалидности детей.
Существуют замечательные модели, которые необходимо распространять на территории всей страны. Эти программы показывают, как дети и взрослые с инвалидностью могут интегрироваться в общество в современных реалиях.
Международная помощь может сыграть очень важную роль в помощи в период перехода. Период перехода на уход в обществе может быть экономически затратным, и внешняя помощь может помочь сэкономить ограниченные ресурсы в долгосрочной перспективе путем перехода на экономически выгодные и гуманные системы предоставления услуг.
Международные доноры должны соответствовать правовым обязательствам, поддерживать интеграцию в общество, и не способствовать предоставлению сегрегационных услуг.
Организация учебно-воспитательного процесса в специальных классах
Оформление и ведение соответствующей документации возлагается на ассистента учителя.
Индивидуальная программа развития содержит следующие разделы:
- Общая информация о ребенке: имя и фамилия, возраст, телефоны родителей, адрес, проблема развития (информация об особых образовательные потребностях), дата зачисления ребенка в школу и срок, на который составляется программа.
- Имеющийся уровень знаний и умений. Группа специалистов в течение 1-2 месяцев (в зависимости от сложности нарушения) изучает возможности и потребности ребенка, фиксирует результаты изучения: его умения, сильные качества и трудности, стиль обучения (визуальный, кинестетический и другие, особенно если один из стилей доминирует); информацию о влиянии нарушений развития ребенка на его способность к обучению (сведения предоставлены психолого-медико-педагогической консультацией).
- Вся информация должна быть максимально точной, поскольку она является основой для дальнейшей разработки заданий.
- Специальные и дополнительные образовательные услуги. В индивидуальной программе развития фиксируется расписание занятий с соответствующими специалистами (логопедом, физиотерапевтом, психологом и другими специалистами), указывается количество и продолжительность таких занятий с ребенком.
- Адаптации и модификации. При составлении индивидуальной программы необходимо проанализировать, какие адаптации и модификации следует разработать для обустройства среды, применения надлежащих методов обучения, материалов, оборудования, учета сенсорных и других потребностей ребенка.
- - трансформирует характер подачи материала путем изменения содержания или концептуальной сложности учебного задания. Например, сокращение содержания учебного материала; модификация учебного плана или целей и задач, приемлемых для конкретного ребенка, коррекция задач, определение содержания, которое необходимо усвоить.
- - меняет характер подачи материала, не меняя содержание или концептуальную сложность учебного задания. В частности, могут использоваться такие виды адаптации:
- Приспособление среды (увеличение интенсивности освещения в классных комнатах, где есть дети с нарушениями зрения; снижение уровня шума в классе, где учится слабослышащий ребенок, обеспечение его слуховым аппаратом; создание обособленного блока в помещении школы для учащихся начального звена).
- Адаптация учебных подходов (использование учебных задач различного уровня сложности, увеличение времени на выполнение, изменение темпа занятий, чередование видов деятельности).
- Адаптация материалов (адаптация учебных пособий, наглядных и других материалов, использование печатных текстов с разным размером шрифтов, карточки-подсказки и т.д.).
- программа развития разрабатывается на один год. Дважды в год (по необходимости чаще) пересматривается с целью ее корректировки. В частности, когда у ребенка возникают трудности в усвоении определенного содержания учебного материала или, наоборот возникает необходимость перейти к следующему уровню сложности выполнения заданий.
Учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением общеобразовательных учебных заведений осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом школы, по учебным программам, учебникам, пособиям, рекомендованным Министерством образования для общеобразовательных учебных заведений.
Такая психологическая готовность формируется через проведение тренинговых занятий, лекций, семинаров, консилиумов, выступлений и т.д., содержание которых направлено на преодоление предвзятого отношения к детям с особыми потребностями, разрушение мифов и стереотипов, стигматизации и дискриминации.
Поскольку учитель своим отношением моделирует ожидаемое от учеников поведение, важно начать проведение таких занятий именно с педагогами учебного заведения.
Необходимо работать с педагогами по предотвращению использования медицинской терминологии, применяемой в педагогической практике для характеристики детей с особыми образовательными потребностями.
Содержание занятий с учащимися следует направить на формирование у них умения видеть и ценить различия, слушать и учитывать различные точки зрения, высказывать свое мнение, уважая мнение других, овладевать навыками сотрудничества с разными детьми. Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями будет способствовать гармонизации отношений в коллективе и поможет педагогическим работникам создать благоприятную среду для раскрытия потенциала каждого ребенка.
При проведении индивидуальной работы, психолог работает непосредственно с ребенком с особенностями психофизического развития, относительно сохранения его здоровья, поиска и реализации его всестороннего развития, формирования положительной мотивации к обучению.
Актуальным остается вопрос применения психодиагностического инструментария и коррекционных программ в работе с указанной категорией детей, которые, как правило, нуждаются в адаптации (изменение характера подачи материала, без изменения содержания или концептуальной сложности задачи), реже, в модификации в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В частности, в соответствии с потребностями ребенка могут использоваться такие виды адаптации:
- адаптация среды (увеличение интенсивности освещения в комнатах, где есть дети с нарушениями зрения, уменьшение уровня шума в классе, где учится ребенок с нарушением слуха, обеспечение его слуховым аппаратом, создание отдельного блока в помещении школы для учащихся начальных классов; обеспечение архитектурной доступности для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата);
- адаптация содержания, методов и форм учебной деятельности (использование учебных задач различного уровня сложности, увеличение времени на выполнение, изменение темпа занятий, чередование видов деятельности);
- адаптация методических материалов (адаптация учебных пособий, наглядных и других материалов, использование печатных текстов с разным размером шрифтов и т.д.).
- с особенностями психофизического развития ребенка, и готовясь к работе с ним, психолог анализирует, прежде всего, соответствие инструментария и выбранные методики. Для детей с сенсорными нарушениями очевидно приспособление инструментария (стимулов) к возможностям ребенка. Например, для ребенка с нарушением зрения рисунки должны быть контрастными и большими по размеру. Для ребенка со спастикой конечностей проблематично использование рисуночных методик, при использовании которых необходимо договориться с ребенком о сигналах, соответствующих определенному выбору.
- могут возникнуть трудности с восприятием рисунков, они не должны быть излишне стилизованными и сложными. Необходимо предвидеть возможные трудности, связанные с процессом восприятия самих изображений, и отличать их от понимания или непонимания сюжета, логических связей в нем.
- детей с нарушениями речи будут мало приемлемыми вербальные методики. При этом важно различать трудности активной речи из-за нарушения артикуляции и понимания обращенной речи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)