Инклюзия как профессиональное развитие
Учителя, которые получают ресурсы и поддержку в их классах (что является частью современной модели инклюзии учеников с особенностями психофизического развития) и, как следствие, имеют успех, повышают собственное восприятие эффективности работы с учащимися, которые имеют нарушения. К сожалению, цикл может также стать негативным: учителя, которые не получают соответствующие ресурсы и поддержку в своих классах, когда их просят провести инклюзию учащихся с особенностями психофизического развития, и, как следствие, не имеют успеха, снижают свое восприятие эффективности, и, соответственно, испытывают более негативные эмоции по поводу инклюзии.
Эти изменения в отношении учителя и в убеждениях относительно работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития, вместе с ресурсами и поддержкой, полученных в общей модели, привели также к другим изменениям в развитии крупной отрасли методик обучения и расширения зоны ответственности. Сущность: учителя, которые хотят принимать учащихся с особенностями психофизического развития в свои общеобразовательные классы и кому доступные ресурсы и поддержка, применяют эти ресурсы и поддержку в своих классах, становятся лучшими учителями. Это означает, что инклюзия может служить важным инструментом профессионального развития.
Поскольку учитель привлекает ученика со специфическим видом нарушения, работает со специальным педагогом (и другими специалистами), чтобы успешно провести инклюзию ребенка, он получает систему знаний и навыков, среди которых: одни необходимы для работы с определенным ребенком, другие - общие знания - для работы с детьми с другими нарушениями, а также много таких знаний и навыков, которые применяются ко всем ученикам. В дальнейшем такой учитель готов более непринужденно работать с детьми с конкретными нарушениями (например, слепыми) и школьниками с другими типами нарушений так, чтобы все дети имели в будущем пользу от профессионального роста педагога. Члены команды поддержки (специальные педагоги и другие специалисты), соответственно, учатся работать с отдельным учителем, сталкиваясь с потребностями каждого отдельного ребенка с особенностями психофизического развития; они могут также обсудить полученные знания и расширить их в сотрудничестве с другими учителями, которые имеют отношение к детям с особенностями психофизического развития. Учителя также (особенно те, кто работает в команде) распространяют положительное отношение к инклюзии среди коллег, готовность разнообразить их методики обучения и моделировать расширенный круг их ответственности. Таким образом, это означает, что инклюзия учащихся с особенностями психофизического развития может стать двигателем профессионального роста.
Образование аутистов
Сильные стороны детей с аутизмом - склонность к упорядоченности, завершенности, структурированности, ориентир во времени и пространстве, развитая механическая память, сообразительность.
У детей с аутизмом, который является общим расстройством развития, имеются нарушения базовых структур на каждом из структурных компонентов психической организации: неравномерность тонуса, отсутствие чувственного опыта и базового чувства безопасности и доверия.
Системная помощь таким детям должна начинаться с целенаправленной и последовательной работы в направлении нормализации базовых структур и создания основы для их эффективного дальнейшего развития.
Направления коррекционно-развивающих занятий для становления основы развития психики:
- для нормализации тонической регуляции, развития общей моторики, а также тренировки волевых качеств - продуманная программа по кинезитерапии и нейрокинезитерапии как система специальных средств и упражнений, которые влияют на главные и спинальные нервные структуры с помощью информационно значимой обратной связи;
- для становления чувственного опыта - методика сенсорной интеграции, направленная на разноплановое взаимодействие с окружающей средой для: приобретения разнопланового чувственного опыта, достижения способности осмысленно действовать и реагировать на актуальную ситуацию, а также специально организованная арт-терапия для формирования у детей с аутизмом процессов целостного восприятия окружающей действительности во взаимосвязях;
- для формирования базового ощущения безопасности и доверия - игровая и музыкальная терапия в микрогруппе, приучение ребенка к пребыванию с другими детьми.
Новая школа: пространство образовательных возможностей
Современный мир сложен. Ребенку недостаточно дать только знания. Еще необходимо научить пользоваться ими. Знания и умения, взаимосвязаны с ценностными установками ученика, формируют его жизненные компетентности, необходимые для успешной самореализации в жизни, учебе и труде.
Школа должна инициировать новую, более глубокую вовлеченность семьи в создание образовательного пути ребенка. Диалог и многосторонняя коммуникация между учениками, учителями и родителями изменит одностороннюю авторитарную коммуникацию учитель - ученик.
Педагогика партнерства и компетентностный подход нуждаются в новой образовательной среде. Такая среда помогает создавать новейшие информационно-коммуникационные технологии. Они повышают эффективность работы педагога, эффективность управления образовательным процессом и одновременно делают индивидуальный подход к обучению. Новая школа будет поддерживаться электронной платформой для создания и распространения электронных учебников и учебных курсов для школьников и учителей.
Новая школа нуждается в новом учителе, который может стать агентом изменений. Реформой предусмотрен ряд стимулов для личного и профессионального роста, чтобы привлечь к профессии лучших.
Школа будет успешной, если в нее придет успешный учитель. Успешный учитель и специалист решит много вопросов относительно качества преподавания, объема домашних заданий, коммуникации с детьми и администрацией школы. К детям должен прийти человек-лидер, который может вести за собой, который любит свой предмет, профессионально его излагает.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)