Инклюзия как форма обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи
Механизм государственного управления в сфере социальной защиты детей с инвалидностью можно охарактеризовать как систему целей, направлений, задач, форм, методов, средств, мероприятий, принципов и инструментов деятельности государства по предоставлению детям с инвалидностью реабилитационных, социальных, образовательных и других услуг.
Важное направление - это предоставление комплексных реабилитационных услуг для детей с инвалидностью. Статистические данные свидетельствуют о необходимости охвата реабилитационными услугами как можно большего количества таких детей. Однако они должны быть дифференцированы в зависимости от индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка и предоставляться своевременно.
Каждый реабилитационный курс должен приблизить ребенка к посещению учебного заведения и улучшению его способностей в повседневной и общественной жизни. Для родителей - повышение уровня их знаний, умений и осведомленности в целях оказания более эффективной поддержки своему ребенку. Учреждениям следует сконцентрироваться на развитии новых услуг, которые будут полезны семьям, а не просто предлагать набор реабилитационных мероприятий.
Таким образом, среди мер по совершенствованию реабилитационного процесса целесообразным является предоставление детям с инвалидностью комплексных реабилитационных услуг с применением современных технологий, используя лучший опыт зарубежных учреждений и международных организаций.
Шагом от изоляции к всесторонней интеграции детей с инвалидностью предусматривается расширение сети центров дневного пребывания при центрах социальной реабилитации детей-инвалидов, которые являются началом комплексного подхода в работе с такими детьми, а именно сосредоточении усилий по реабилитации, обучению и адаптации к социуму в одном месте.
Современное развитие системы социальной защиты нуждается в обеспечении квалифицированными социальными и педагогическими кадрами соответствующих учреждений; совершенствовании системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; повышении их социального статуса, обеспечении их экономических и социальных гарантий. Поэтому необходимо предусмотреть принятие мер по обеспечению подготовки необходимого количества социальных и педагогических работников для работы с детьми с инвалидностью, организации постоянно действующих курсов повышения квалификации таких специалистов.
В условиях экономического кризиса, а также перегруженности бюджета социальными расходами, для реализации социальной политики и ее модернизации необходимы действенные механизмы, которые позволят оптимизировать и усилить направления активной социальной политики в отношении детей с инвалидностью. Так, усилится роль и ответственность органов местного самоуправления за качество, финансовое обеспечение, объем и выбор поставщика услуг, а роль государства будет заключаться только в осуществлении надзора за соблюдением стандартов качества поставщиками услуг. Итак, в сфере обеспечения детей с инвалидностью социальными услугами общая политика государства должна основываться на принципах и подходах, которые учитывали лучше интересы ребенка.
Среди мер по социальной защите детей-инвалидов первостепенным является решение вопроса об обеспечении их техническими и другими средствами реабилитации с учетом индивидуальных потребностей. Для обеспечения надлежащего уровня качества технических средств реабилитации и услуг, а также системы их контроля необходимо:
- разработать национальные стандарты, согласованные с европейскими стандартами, на технические средства реабилитации для детей с инвалидностью, определяющие уровень качества продукции и услуг по обеспечению техническими и другими средствами реабилитации;
- разработать испытательное оборудование для проведения клинических и эксплуатационных испытаний;
Одной из важных задач государства является обеспечение детям с инвалидностью реализации ими права на получение образования, на активное участие во всех сферах общественной жизни. Поэтому государственная политика в сфере предоставления образовательных услуг детям с инвалидностью должна формироваться с учетом интеллектуальных, психологических и физических возможностей личности, способствовать развитию новых форм обучения таких детей, стать составляющей частью новой социальной политики.
Обосновывая неотложность мер по совершенствованию образования детей с инвалидностью, стоит заметить, что система обучения и воспитания детей с инвалидностью находится на этапе развития, который определяется как переходный от признания равных прав в предоставлении равных возможностей, от институализации к интеграции. Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы максимально способствовать интеграции детей с инвалидностью в общество, повысить качество жизни детей, их социальное развитие.
Внедрение модели инклюзивного образования требует, прежде всего:
- создания соответствующей нормативно-правовой базы;
- разработки финансовых механизмов содержания системы инклюзивного образования;
- подготовки квалифицированных кадров;
- совершенствования специальных учебных планов, программ, учебников;
- создания беспрепятственной среды для детей с инвалидностью.
В целом, для социальной и образовательной интеграции детей с инвалидностью важна трансформация государственной социальной политики в направлении беспрекословного признания их прав и свобод, развития разносторонней поддержки и включения в общество. Необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по преодолению существующего социокультурного игнорирования потребностей детей с инвалидностью и негативного к ним отношения. Поэтому большое значение имеют повышение осведомленности общества относительно проблем детей с инвалидностью, изменение существующего стереотипа отношения к ним. Но введение этих факторов путем воспитания сознания общества не дает возможности надеяться на получение существенного результата в течение короткого периода. Целесообразно принимать более действенные и результативные меры воздействия на общество, учитывая существующую невозможность обеспечения требований действующей нормативно-законодательной базы, потенциально достаточной по объему и качеству для решения всех проблем доступности. Кроме того, улучшить обеспечение реализации прав детей с инвалидностью на образование позволит сотрудничество с общественными объединениями.
Первоочередная задача в сфере доступности проведения государством последовательной политики создания безбарьерной среды на принципах универсального дизайна:
- предусматривает обеспечение права детей с инвалидностью на максимальное участие в социальной жизни общества;
- расширяет возможности их неограниченного передвижения;
- повышает шансы детей с инвалидностью получить образование, участвовать в различных социальных, культурных, оздоровительных мероприятиях, и таким образом, быть активными членами общества.
Обеспечение доступности для детей с инвалидностью является важным, поскольку это даст им возможность вести независимый образ жизни.
В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы построения и совершенствования национальных систем здравоохранения. Это объясняется определяющей ролью, которую они играют в сохранении и восстановлении здоровья, особенно в период реформирования и ограниченного финансирования отрасли, что приводит к значительному ограничению социальной защиты детей с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)