Принципы, задачи и функции инклюзивного образования как мировой модели социализации лиц с ограниченными возможностями
Существенный процент среди лиц с нарушенными возможностями составляют дети и молодежь, нуждающиеся в образовании, надлежащий уровень которого обеспечивает не только наличие у них соответствующих знаний, умений и навыков, а способствует самоутверждению их личности, обеспечивает успешную социальную адаптацию в обществе.
Несмотря на значительный вклад в разработку проблемы инклюзивного образования исследователей, ряд аспектов все еще требует более глубокой научной обработки и обоснования, в частности, это касается принципов, функций и задач инклюзивного образования.
Мировому сообществу потребовался значительный промежуток времени для осознания того, что люди с ограниченными возможностями, в силу особенностей своего психического или физического состояния, равны в чести и достоинстве, правах и свободах с другими людьми, которые не имеют психофизических недостатков. Пренебрежение «здорового большинства» по отношению к людям с особыми потребностями изменилось: сначала на понимание необходимости заботиться о последних; затем - на признание их права на обучение и необходимость обеспечить реализацию этого права путем введения специального образования и создания специальных учебных заведений; и, в конце концов, - на глубокое осознание того, что у людей с особыми потребностями, в частности, у детей, не просто есть право учиться, а они должны иметь доступ к качественному образованию и получать его не в специальных заведениях, а в общих образовательных учреждениях, хотя и в специально созданных для них условиях (инклюзивной среде).
Становлению и развитию инклюзивного образования предшествовали медицинская и интеграционная модели образования. Медицинская модель базировалась на принципе сегрегации, то есть отдельного обучения людей с ограниченными возможностями, в том числе детей. Такой подход базировался на устойчивом убеждении в том, что лица, которые имеют те или иные нарушения психофизического здоровья, нуждаются в особой опеке, отдельных специальных условиях для их обучения и дальнейшего проживания. Рациональность медицинской модели заключалась в том, что значительная часть людей с ограниченными возможностями требует создания особых условий и специальных методов, способов и средств предоставления им образовательных услуг. Однако одно дело создать такие условия в пределах общеобразовательного процесса, а другое - полностью ограничить людей с особыми потребностями, создав для них отдельную, в определенном смысле, оторванную от реальной жизни среду.
Кроме того, медицинская модель акцентировала внимание на «неполноценности» людей с ограниченными возможностями, поскольку ее центральной идеей выступало глубокое убеждение в том, что наличие у лица тех или иных расстройств в психическом или физическом здоровье, является основанием для особого уровня опеки и благоприятного отношения к нему. Конечно же, это заставляет думать такого человека о себе как о больном, не таком, как все, хуже других людей, не имеющих таких недостатков.
Формирование и функционирование медицинской модели образования лиц с ограниченными возможностями связано также с состоянием нормативно-правового обеспечения. Международные акты закрепили равное право всех лиц на получение образования, независимо от того, какого они пола, расы, национальности, какую религию исповедуют, есть ли у них недостатки психофизического развития или нет. Однако, программный или концептуальный документ, который бы предусматривал особенности реализации права на образование людей с ограниченными возможностями, на международном уровне в течение первой половины 20-го века принят не был. Поэтому в нормативно-правовых актах различных государств по вопросам предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями воплощалась, как правило, господствующая в те времена идея повышенной заботы о такой категории лиц и необходимости их обучения в сегрегативных условиях.
Начиная со второй половины 60-х гг., появляется модель социальной нормализации (или интеграция), которая очертила излом в общественном сознании в отношении детей с особенностями психофизического развития. Начался процесс их интеграции в среду сверстников. Интересен тот факт, что идея интеграционного образования зарождалась еще во времена господства медицинской модели.
Нормативно-правовое обеспечение становления и функционирования интеграционной модели образования, по сравнению с ее предшественницей, медицинской моделью, является более основательным.
Появление интеграционной модели образования было значительным прогрессивным шагом мирового сообщества. Интеграция стала необходимым этапом на пути к инклюзии как инновационной образовательной системы. Несомненным достоинством интеграции является то, что ее целями было не только предоставить людям с психофизическими недостатками образование, а включить их в социальные процессы, выработать и утвердить у них чувство собственного достоинства и уважения к себе, дать им понять, что они равны в правах и свободах с другими людьми, они являются такими же ценными для общества, как и лица без недостатков физического или психического здоровья.
Что касается правового обеспечения инклюзивной модели образования, кроме того, что она впитала важнейшие нормативно-правовые положения уже действующих международно-правовых актов, она получила в течение нескольких десятилетий достаточно существенную поддержку со стороны международного сообщества, путем принятия ряда важных Деклараций, Конвенций и других нормативно-правовых документов международного характера.
Инклюзивная модель образования, получила значительное нормативно-правовое закрепление. Международные акты содержат не только декларативные нормы, которые провозглашают равность всех людей и доступность образования, но и призывают к международному сообществу внедрять в своих образовательных системах инклюзию, продолжать ее совершенствовать и активно сотрудничать по указанным вопросам.
Анализ нормативно-правовых актов позволяет сформировать особое организационно-правовое регулирование и внедрение инклюзивного образования, как процесса социализации лиц с ограниченными возможностями, в международном измерении. К таким особенностям относятся принципы, задачи и функции инклюзивного образования.
Принципы инклюзии, то есть наиболее универсальные требования, руководящие идеи, основополагающие убеждения, утверждения, лежащие в основе инклюзивной модели образования. Сформированы следующие принципы:
- принцип безбарьерности - создание безбарьерной среды доступа лиц с ограниченными возможностями ко всем видам и формам получения образования, путем разработки и принятия обязательных нормативных актов, закрепляющих данный принцип;
- принцип социализации - привлечение и включение инвалидов в общеобразовательное пространство;
- принцип равенства - одинаковая ценность и равенство людей, независимо от их способностей, состояния психофизического здоровья и достижений, каждое лицо должно иметь возможность получать и развивать знания и навыки;
- принцип научности - проведение научно-исследовательских работ, разработка научно-обоснованных проектов в области поиска путей внедрения инклюзивного образования;
- принцип сотрудничества - обмен опытом и использование успешных мировых моделей внедрения инклюзивного образования;
- принцип просвещения - широкое распространение информации о необходимости привлечения инвалидов в общеобразовательную среду;
- принцип универсальности – предоставление возможности получения образования лицам с ограниченными возможностями, независимо от вида и формы ограниченности;
- принцип ответственности - обязательства стран проводить политику инклюзии на национальном уровне.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)