Зарубежный опыт инклюзивных тенденций в образовании
Формирование нового взгляда на базовые ценности образования и на место человека в социуме - главные мировые признаки инновационного развития любого общества. Сегодня трансформация образовательных целей происходит на межнациональном уровне, когда основные приоритеты и задачи образования провозглашаются в международных конвенциях и законах и являются стратегическими ориентирами международного сообщества. В странах с высоким уровнем социального и экономического развития образовательная политика формируется на принципах всеобщности, доступности, равенства, качества и направляется на интеграцию в международное образовательное пространство. Международное движение «Образование для всех» особое значение уделяет обеспечению каждого лица правом на удовлетворение образовательных потребностей, в частности, качественным базовым образованием.
Путь преодоления социального неравенства заключается в создании лицам с особыми образовательными потребностями и инвалидностью возможностей для получения весомого места в обществе средствами образования. Высокий уровень академической подготовки, социальный опыт, компетентность и способность к социальной адаптации как составляющие функциональной грамотности населения свидетельствуют о высоком качестве человеческих ресурсов общества, нацеленного на дальнейшее усовершенствование развитие. Международная образовательная система, основываясь на идеях индивидуального совершенствования, роста и повышения самореализации каждой личности, определяет такое обучение как инклюзивное.
В период реформ образовательной среды США и Канады прошло несколько этапов изменений от сегрегационной формы образования детей с особыми образовательными потребностями к инклюзивной форме обучения. Развитие идей инклюзии происходило на основе социальной политики государства, которая базировалась на таких фундаментальных понятиях как социальная справедливость, права личности, право на равный доступ, социальные возможности и реализация личностного потенциала.
Концепция нормализации социального аспекта жизни людей с ограниченными возможностями дала толчок к переосмыслению сегрегативных концепций мировой системы специального образования.
Канадская образовательная система, имея свои определенные национальные особенности, обусловливающие различия течения образовательного реформирования, всегда поддерживала демократическое движение за гражданские права и антидискриминационные настроения в образовании США. Так, начиная с 1980-х годов, в системе общего образования Канады началось мощное движение в направлении школьной реформы и реструктуризации школы, в результате чего было начато несколько инициатив, включая движение за повышение эффективности школы, улучшение школьной среды, совместное обучение, а также повышение профессионального уровня учителей. В этот период в Канаде значительное влияние на изменение концептуального видения системы получения образования детьми с особенностями развития имели такие концепции, как интеграция, нормализация, естественная справедливость, включение в общий поток, идея общего образования. Канадские исследователи отмечают, что именно с этого времени идеи полной реструктуризации и слияния двух систем общей и специальной в одну унифицированную систему образования свидетельствуют о постепенном, но неуклонном движении в направлении инклюзии. Такие образовательные тенденции в Канаде в развитии инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями определенным образом копируют и американские реформы в образовательной системе.
Исследуя аспекты инклюзивного образования, американские ученые теоретически обосновали различия между инклюзивными и традиционными школами, разработали рекомендации по воплощению практики инклюзивного образования в пределах школы и класса, отметили о необходимости обязательного сотрудничества педагогов общего и специального образования для обеспечения эффективного преподавания, указали на важность практики педагогической работы и профессионального развития учителей.
Формирование профессиональной культуры будущего учителя дефектологии
Коренное реформирование и совершенствование национальной системы образования, происходит вследствие высокой динамичности социально-экономических процессов и трансформаций, что требует непрерывного обновления теоретико-методологической основы этой отрасли, повышения духовного и интеллектуального потенциала педагогов.
В условиях усложнения задач, которые стоят перед специальной школой, повышаются требования к учителю-дефектологу, его личностным и профессиональным качествам, уровню его профессиональной культуры. От профессионализма педагога во многом зависит уровень передачи знаний, социально-культурного опыта подрастающему поколению. Только педагог, который является высокоразвитой, культурной личностью, сможет воспитать личность в своих воспитанниках. Современной специальной школе нужен специалист, который творчески реализует новые технологии обучения, постоянно добивается высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной культуры учителя-дефектолога является непрерывным и длительным процессом. Для коррекционных педагогов, обучение которых на протяжении всей жизни является вполне понятной необходимостью, повышение уровня профессиональной культуры является мощным стимулом и фактором профессионального и духовного обновления, что позволяет им быть в постоянном творческом поиске, состоянии открытости и устремленности в будущее. В связи с этим, решение проблемы формирования профессиональной культуры будущих учителей-дефектологов имеет большое социальное значение.
На современном этапе к педагогу системы коррекционного образования предъявляются высокие требования. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения психофизического развития, требует особых требований к профессиональной компетентности педагога, поскольку она является решающим фактором развития и обучения. Решение поставленных задач во многом зависит от профессионализма педагога, его культуры, духовности, нравственности.
Модель современного педагога должна содержать требования к уровню компетентности, развития и воспитанности специалиста, учитывая выполнение им трех важнейших функций: обучения, развития, воспитания с обязательным учетом повышения уровня педагогического мастерства.
Профессиональная деятельность коррекционного педагога направлена на достижение цели специального образовательного учреждения.
Перед детьми с ограниченными возможностями возникают такие тяжелые задачи, с которыми они сами справиться не могут. Поэтому необходима значительная педагогическая помощь по специальной организации их умственной и практической деятельности, в целях формирования у них системы действий, важных для познания окружающего мира, ориентации в нем, выполнения практических трудовых задач, общения с людьми.
В повседневном деловом и неофициальном общении со своими воспитанниками педагог должен постоянно демонстрировать высокие образцы нравственности, этической и эстетической культуры, организованности, гражданской зрелости. Следует учитывать, что учащиеся специальных школ способны проявлять критическое отношение к личности педагога, причем наиболее значимыми для положительной или отрицательной оценки его в глазах детей являются деловые, коммуникативные и авторитарные качества.
Среди личностных качеств будущих учителей-дефектологов, которые обеспечивают эффект их эмоционально-волевого влияния на процесс общения, можно выделить:
- суггестивные качества (способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя, что позволяет обращаться не только к его разуму, но и к чувствам);
- перцептивные качества (наблюдательность, умение «читать по лицу»);
- способность эмоционально переключаться и использовать палитру всех эмоциональных средств воздействия;
- умение находить и нестандартно использовать речевые средства, адекватные для достижения конкретной учебной цели, конкретного коммуникативного задания.
Педагог-дефектолог - человек, чье авторитетное оценочное суждение по поводу поведения и деятельности ребенка для последнего оказывается очень значимым и, как свидетельствуют опыт и эксперименты, в специальной школе часто является весомым фактором, определяющим положение ученика в системе межличностных взаимоотношений членов детских коллективов.
Ученики с нарушениями психофизического развития испытывают потребность в общении с учителем на уроке. Если эта потребность не удовлетворяется неравномерным распределением учителем своего внимания на всех учащихся класса, у отдельных школьников возникают различные нарушения поведения как своеобразные средства привлечь к себе внимание, компенсировать недостаток общения.
Учитывая повышенную возбудимость, которая часто свойственна детям с нарушениями психофизического развития, склонность многих из них к негативизму, аффективным проявлениям в поведении, неустойчивость деятельности и поведенческих актов, коррекционная педагогика утверждает о необходимости создания в специальных школах охранного педагогического режима. Отсюда понятно, какое значение имеет выдержка педагога, его доброжелательность, способность поддержать, мобилизовать ребенка в его деятельности, пробудить в нем оптимизм, бодрость духа, умение предупредить и педагогически правильно преодолеть различные срывы в поведении, активизировать состояние здоровья, сильные стороны его личности.
Учителю-дефектологу особенно следует учитывать важность овладения техникой речевого общения с детьми, имеющими ограниченные возможности, поскольку восприятие, понимание, их отношение к речевой информации имеют ряд специфических особенностей. Поэтому необходима постоянная работа учителя над выработкой оптимального темпа, ритма, интонации речи с учетом того, что слово учителя является не только средством информации, но и средством побуждения детей к деятельности, управления ею, организации поведения учащихся.
Этико-деонтологические проблемы в коррекционной педагогике имеют свои специфические черты, которые определяются спецификой учащихся и учебно-воспитательной работы с ними, ее методами, особенностями ее связи с общей педагогикой.
Под дефектологической деонтологией следует понимать совокупность этических норм профессиональной деятельности специалистов и сотрудников, занятых в коррекционных учреждениях. В рамках дефектологической этики следует рассматривать такт и этикет учителя-дефектолога, оценку поступков и действий педагога и всего персонала учебно-воспитательных учреждений с этических позиций.
Дефектологическая деонтология, прежде всего, проявляется в системе «учитель-ученик». Она содержит специфические, профессиональные и этические требования, которые необходимо соблюдать учителю-дефектологу при исполнении служебных обязанностей.
Тактика учителя, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера ученика с ограниченными возможностями, уровня его воспитания, сложности заболевания. Для каждого ученика нужен индивидуальный подход и меры индивидуального воздействия. Во всех случаях ученики нуждаются в удовольствии. В случаях, когда ребенок имеет необратимые патологические изменения, воспитаннику не следует говорить правду. Ребенок ищет не истину, а надежду. Учитель-дефектолог обязан в каждом случае решать вопрос о том, что говорить ученику и как говорить. Разговор учителя с учеником - это искусство.
Необходимо, чтобы учитель в процессе наблюдения поддерживал моральное состояние ученика какой-нибудь репликой или обращал внимание даже на незначительные положительные сдвиги в обучении и воспитании. В то же время, неосторожное слово учителя, его безразличное или безответственное отношение к ученику может не только привести к ухудшению результатов обучения и оздоровления, но и к непредвиденным последствиям.
Этическая категория справедливости тесно связана с понятиями «педагогическая обязанность», «этический идеал педагога» и другими категориями этики и деонтологии. В сложном и многогранном процессе взаимоотношений педагога и ученика важную роль играет речевое общение. Во время диалога учителя с учеником возникает «силовое поле», оно оказывается тем грунтом, когда оба партнера, участники диалога чувствуют, разумеется, каждый по-своему, индивидуальный подход. Тогда учитель и ученик становятся, так сказать, близкими друг к другу, учитель отождествляет себя с учеником, и взаимно этим отождествлением обмениваются. Все эти личностные качества учителя-дефектолога являются неотъемлемой составляющей его профессиональной культуры.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)