Инклюзивная педагогика в контексте развития современного научного знания об образовании
Инклюзивная педагогика является относительно молодой отраслью педагогического знания, которая, по сути, начала развиваться в результате активизации общественного запроса на теорию и методику обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития в условиях образовательной инклюзии и подготовку педагогов к работе с такими детьми в инклюзивной среде.
На сегодняшний день инклюзивная педагогика, хотя и оформилась как самостоятельная наука, все равно имеет много нерешенных вопросов и нерешенных проблем. Для полноценного функционирования любой науки, в том числе и инклюзивной педагогики, нужен четко определенный понятийно-категориальный аппарат, который будет использоваться исследователями при анализе проблем, которые должна решить инклюзивная педагогика. Прежде всего, нужно определиться с термином «инклюзивная педагогика».
Эволюционный процесс развития науки об обучении, воспитании и развитии лиц с психофизическими нарушениями способствовал появлению новых подходов к получению ими образования, согласно которым стало возможным появление новой организационной формы обучения - инклюзивной - и новой отрасли педагогической науки - инклюзивной педагогики.
Объектом инклюзивной педагогики является инклюзивное образование лиц с особыми образовательными потребностями (нарушениями психофизического развития) как социокультурный феномен и ценность (государственная, общественная, личная).
Инклюзивная педагогика, имея тесные междисциплинарные связи со специальной педагогикой, которая изучает вопросы образования, абилитации и реабилитации педагогическими средствами лиц с нарушениями психофизического развития, имеет и общую конечную цель: достижение лицами с нарушениями развития максимально возможной самостоятельности и независимости жизни как высокого качества социализации. Но инклюзивная педагогика подчеркивает в этой цели существенный для человека с особенностями психофизического развития смысл: достижение лицом с нарушениями развития максимально возможной самостоятельности и независимости жизни - высокое качество социализации через получение качественного образования и опыта сожительства в коллективе сверстников, в нормально развивающихся странах.
Для достижения указанной цели инклюзивная педагогика реализует систему задач, к основным из них относятся:
- изучение педагогических закономерностей развития личности с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного пространства;
- разработка содержания, принципов, методов, технологий, организационных условий инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями;
- разработка и реализация моделей инклюзивного обучения лиц различных нозологий и возрастных категорий;
- изучение и внедрение социальной адаптации в образовательных учреждениях с инклюзивной формой обучения;
- взаимодействие со специальной, социальной и общей педагогикой по вопросам, которые касаются лиц с нарушениями развития и выходят за пределы общепринятого социокультурного стандарта.
Психофизическое состояние детей с церебральным параличом и их социальная адаптация как педагогическая проблема
Социально-деятельностное направление предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на адаптацию больных к жизни, четкое распределение таких мероприятий во времени и между исполнительными структурами. Только при условии комплексного применения различных методик и процедур по лечению, профессиональной ориентации, социально психологической помощи, а также апелляция к личности больного, воспитания у него волевых качеств, целеустремленности можно получить определенный успех. При этом на разных этапах онтогенеза ребенка удельный вес того или иного мероприятия меняется.
Психологическое направление, по мнению некоторых исследователей, занимает важное место в комплексе мероприятий для детей школьного возраста. Это связано с тем, что именно в указанный возрастной период закладываются основные социальные связи, происходит становление, профессиональное самоопределение личности, начинается его трудовой путь. От успеха социально-адаптационных и реабилитационных мероприятий зависит дальнейшая жизнедеятельность молодых людей с церебральным параличом. В то же время, установлено, что исследований, направленных на изучение психологических факторов социальной адаптации и реабилитации детей школьного возраста с церебральным параличом, очень мало. Имеющиеся данные дают основание выделить некоторые факторы, определяющие успех социально-деятельностной адаптации:
- внутренние (состояние эмоционально-волевой сферы, степень интеллектуальной инвалидности);
- внешние (наличие психолого-педагогического воздействия и взаимодействия, влияние родителей или опекунов, влияние отдельных референтных групп).
Совокупное взаимодействие указанных факторов будет по-разному влиять на процесс социальной адаптации детей с церебральным параличом: в случае их стихийного взаимодействия достаточно велика вероятность дезадаптации; педагогически организованное и направленное действие, наоборот, способствует определенной коррекции нарушений психических функций, положительным изменениям личностных черт.
Среди методов организации занятий физическими упражнениями отличаются, по крайней мере, два основных - строго регламентированные упражнения и игровые. При этом отмечается, что подвижные игры имеют преимущество перед строго дозированными упражнениями, которое заключается в наличии инициативы, фантазии, творчества, эмоциональной окраски, стимулирования двигательной активности, они не требуют специальной подготовленности тех, кто занимается, и тому подобное. В то же время, установлено, что большинство детей с церебральным параличом, хотя и интересуются игровой и спортивной деятельностью, однако не имеют возможности принимать в ней участие в связи с низким шансом быть участником процесса.
Общим в большинстве методик педагогического управления психофизическим состоянием детей с церебральным параличом остается подход к их разработке. В частности, по классификации, все методики можно разделить на три группы:
- филогенетической направленности;
- учитывающие преимущественно онтогенетические особенности развития организма;
- аналитического характера, направленные на формирование и тренировку отдельных движений.
В последнее время появляются исследования, позволяющие по-другому посмотреть на проблему содержательной основы педагогического управления психофизическим состоянием детей с церебральным параличом в процессе занятий физическими упражнениями. В частности, предлагается независимо от нозологии нарушений опорно-двигательного аппарата объединять их в одну группу, поскольку все они имеют общие проявления: контрактуры, патологический мышечный тонус, локальные и генерализованные органические нарушения в координации работы мышц. В связи с таким подходом предложены комплексы средств и методов, которые позволяют поэтапно достигать определенных положительных изменений в деятельности опорно-двигательного аппарата больного ребенка. При этом для создания правильного биомеханического рисунка определенного движения (двигательного действия) нужно полностью отказаться от свободного выполнения физических упражнений, которое имеет место в общепринятых методиках физической реабилитации и лечебной физической культуры.
Некоторые специалисты предлагают отойти от стандартного понимания сущности соревновательного метода и его результатов. Так, в Канаде, Германии и некоторых других странах широкое использование приобрели так называемые «новые игры» - изменение сущности соревновательной деятельности в направлении гуманизации благодаря ориентации участников на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, недопущение каких-либо проявлений агрессивности или насильственности. В США и Японии современный подход к реализации рекреационных и адаптационных мероприятий с детьми с церебральным параличом предусматривает разработку, прежде всего, стандартов оценки состояния их здоровья.
Другим, не менее важным вопросом педагогического управления является система педагогического контроля по результатам двигательной деятельности детей с церебральным параличом в процессе физического воспитания. Исследования показывают, что система контроля должна быть многоцелевой и предусматривать, по крайней мере, три группы тестов: на управление основными движениями, на психомоторику и функциональное состояние. При этом последние исследования показывают, что определение способности длительное время выполнять физическую работу лучше всего характеризует проба на велоэргометре, поскольку она стандартизирована в части методики проведения и отвечает всем требованиям теории тестирования.
Таким образом, анализ имеющихся исследований свидетельствует о нерешенности и несогласованности вопросов, связанных с содержанием составляющих педагогического управления психофизическим состоянием детей с церебральным параличом в процессе физического воспитания как важного средства их социальной адаптации и физической реабилитации в специальных учебных заведениях.
В то же время, имеющиеся исследования практически не отражают современных тенденций развития отрасли физической культуры. Последние уже сегодня направлены на совершенствование системы педагогического управления, что предполагает использование генетически обусловленных признаков индивида.
Отсутствуют отечественные исследования вопросов о психофизических, моторных и морфофункциональных особенностях детей с церебральным параличом с учетом их генетически обусловленных признаков. Иностранных исследований в этом направлении очень мало.
Разработка эффективных технологий педагогического управления психофизическим состоянием детей с церебральным параличом в процессе физического воспитания в специальных учебных заведениях заключается в решении изложенных задач и формировании на основе этого соответствующих организационных, содержательных и контрольно-нормативных основ процесса.
В системе социальной адаптации детей с церебральным параличом физическое воспитание занимает ведущее место. Подходы к формированию организационной, содержательной и контрольно-диагностической основы физического воспитания детей с церебральным параличом являются неоднозначными. В то же время, отсутствует их теоретико-методическое обоснование.
Действующие методики педагогического управления психофизическим состоянием детей с церебральным параличом в процессе физического воспитания практически не учитывают современных тенденций развития соответствующей отрасли науки, поскольку неисследованными являются вопросы, связанные с использованием генетических маркеров как критериев для формирования содержания составных частей педагогического управления.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)