Теоретическое обоснование методики стимулирования коррекции нарушений
На современном этапе развития специальной педагогики существует достаточно большое количество различных методов коррекционной работы с детьми с психофизическими нарушениями. Но все эти методы имеют существенный недостаток: из-за недостаточного осознания собственных нарушений ребенок принимает минимальное участие в коррекционно-развивающем процессе, большинство усилий тратится со стороны взрослых, следовательно, дефекты ребенка корректируют почти без его ведома. Такая коррекция не порождает у ребенка желания избавиться от недостатков развития, не пробуждает самостоятельности в преодолении нарушений и становлении собственного «Я». Поэтому коррекционная работа не всегда бывает эффективной. Для предотвращения этого, необходимо применять синергетические методы прямой коррекции - способы стимуляции собственной деятельности ребенка, направленной на процесс распада подсистем дефекта и формирования и совершенствования соответствующих подсистем личности.
Методика стимулирования коррекции нарушений состоит из синергетических методов коррекции, которые являются составной частью синергетических методов образования. К последним, кроме коррекции, относятся методы обучения и воспитания. Структура синергетических методов обучения и воспитания в настоящее время не определена, но она точно является фрактальной, как и структура синергетических методов коррекции. Современные синергетические методики обучения и воспитания используют несинергетические методы, в которые хаотично включены отдельные элементы синергетических методов образования. Такие методики обучения и воспитания дают неплохой эффект. Поскольку несинергетические методики коррекции недостаточно действенны, целесообразно применять методику, которая гораздо эффективнее – «Синергетическая медико-психолого-педагогическая методика стимулирования коррекции нарушений».
Методика стимулирования коррекции нарушений представляет собой систему вопросов и состоит из синергетических методов коррекции, которые являются этапами данной методики: нелинейный коррекционный диалог, пробуждающая коррекция, гештальт коррекция, самокоррекция, коррекция как фазовый переход. Каждый метод объединяет пять больших приемов, каждый из которых содержит по четыре малых приема: прием сотрудничества, прием установления взаимно однозначного соответствия, прием выбора, прием установления иерархии. Малые приемы разделены на группы в соответствии со структурой дефекта (ядро - биологический дефект, первичные нарушения - дефекты психических процессов, вторичные нарушения - социальные дефекты). Каждая группа малых приемов состоит из четырех частей: роль учителя в приеме для себя и для ученика, роль ученика в приеме для себя и для учителя, каждая из которых состоит из дополнительных вопросов. Для удобства пользования методикой все вопросы сгруппированы по принципу подчинения, в результате чего выявлению и коррекции главного дефекта подсистемы способствует выявление и коррекция ее второстепенных (мелких) дефектов.
Методика стимулирования коррекции нарушений имеет фрактальную структуру и представлена в виде схемы, что значительно упрощает создание индивидуальной коррекционной программы по исправлению определенной подсистемы дефекта. Схема состоит из общих вопросов, требующих дальнейшей конкретизации в процессе работы в соответствии с особенностями систем «личность» и «дефект» участников коррекционного процесса.
Итак, элементами синергетической медико-психолого-педагогической методики стимулирования коррекции нарушений являются вопросы различных уровней: главный вопрос метода, главный вопрос большого приема, главный вопрос малого приема, дополнительные вопросы.
Каждый вопрос методики имеет индивидуальную качественную и количественную характеристику, в зависимости от которой он является ведущим, основным или второстепенным существенным признаком (параметром) методики и руководит различными уровнями функционирования методики.
Индивидуальные качественные и количественные характеристики каждого вопроса методики отражены в ключевых группах его слов:
- в определяющих словах метода;
- в определяющих словах большого приема;
- в определяющих словах малого приема;
- в определяющих словах данной группы вопросов малого приема.
Главный вопрос метода включает в себя только определяющие слова метода. Главный вопрос большого приема включает в себя определяющие слова метода и определяющие слова большого приема. Главный вопрос малого приема включает в себя определяющие слова метода, определяющие слова большого приема и определяющие слова малого приема. Каждый дополнительный вопрос включает в себя определяющие слова метода, определяющие слова большого приема, определяющие слова малого приема и определяющие слова данной группы вопросов малого приема.
Последовательность размещения методов и больших приемов в методике зависит от их цели, поскольку невозможно достичь цели следующего этапа, не достигнув цели предыдущего. Пользуясь первым методом (и большим приемом) «нелинейный коррекционный диалог», необходимо сначала выявить подсистему дефекта, которая больше всего беспокоит человека, то есть актуализировать подсистему дефекта, которая является самоорганизующейся. Затем, воспользовавшись вторым методом (и большим приемом) «пробуждающая коррекция», необходимо подумать, с которой из подсистем личности соотносится обнаруженная подсистема дефекта, то есть актуализировать соответствующую ей подсистему личности, которая является саморазрушающейся.
Устанавливая соответствие между подсистемами систем «дефект» и «личность», обнаруживаются недостающие элементы в системе «личность» и имеющиеся элементы в системе «дефект».
Но бывает так, что система «личность» не имеет подсистемы, которая соотносится с соответствующей подсистемой системы «дефект». В таком случае необходимо найти те подсистемы личности, которые могли бы быть непосредственно связанными с отсутствующей подсистемой, и в процессе коррекции опираться на них, используя обходные пути. Элементы отсутствующей подсистемы личности и отсутствующие элементы существующей (актуализированной) подсистемы личности можно установить, определив элементы, противоположные элементам обнаруженной подсистемы дефекта.
Последовательность размещения мелких приемов зависит не столько от их цели, сколько от уровня развития аналитического типа мышления участников коррекционного процесса, от степени их самостоятельности в процессе исправления их дефектов, от умения принимать помощь, умения находить и анализировать свои ошибки. Поэтому человек, который имеет достаточный уровень развития указанных умений, может достичь цели большого приема сразу же или после использования первого-второго малых приемов. Но структура методики стимулирует развитие указанных умений в процессе коррекции нарушений и дает человеку возможность достичь цели каждого большого приема несколькими способами:
- сразу ответить на вопрос большого приема или даже метода - достичь его цели;
- воспользоваться первым малым приемом - попытаться самостоятельно достичь цели большого приема;
- воспользоваться вторым малым приемом - попросить помощи от другого участника коррекционного процесса и установить соответствие между ожидаемой помощью от другого участника коррекционного процесса и вариантом помощи, который он предложил; если не удалось установить указанное соответствие, необходимо перейти к применению третьего малого приема;
- воспользоваться третьим малым приемом - выбрать: принять помощь другого участника коррекции и работать по тому пути, который он предлагает, или работать самостоятельно (и тогда необходимо переходить к применению четвертого малого приема);
- воспользоваться четвертым малым приемом - найти ошибки, допущенные при выполнении первого малого приема, установить взаимосвязи между ошибками, осуществить действия, противоположные ложным, которые обычно связаны между собой так же, как и допущенные ошибки.
Цель каждого малого приема состоит из целей всех дополнительных вопросов, которые в него входят, так что у каждого малого приема столько целей, сколько дополнительных вопросов в него входит (в каждом малом приеме разное количество дополнительных вопросов). Цель каждого большого приема состоит из целей всех малых приемов, которые в него входят, так что у каждого большого приема столько целей, сколько малых приемов в него входит. Цель каждого метода состоит из целей всех больших приемов, которые в него входят, так что у каждого метода столько целей, сколько больших приемов в него входит. Цель методики состоит из целей всех методов, которые в нее входят, так что у методики столько целей, сколько методов в нее входит.
Ответив на вопросы первых трех этапов любой части методики, человек сразу достигает цели определенного этапа коррекционного процесса (метода или большого приема). Исключением являются этапы самокоррекции и коррекции как фазового перехода, поскольку их цель состоит из двух частей:
- ответ на вопрос, который позволяет определить путь коррекционной работы;
- реализация намеченного пути в течение определенного времени.
Синергетическая методика стимулирования коррекции нарушений является более естественной в удовлетворении потребностей человека в самосовершенствовании и самореализации и более результативной по преодолению и минимизации дефектов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)