Трудотерапия. Общие принципы
- все дети и подростки со спастичностью должны быть оценены физиотерапевтом и, при необходимости, специалистом по трудотерапии;
- программа физической терапии (физиотерапия или трудотерапия) разрабатывается индивидуально для ребенка или молодого человека в зависимости от его возможностей и потребностей и направлена на достижение конкретных целей, таких как: содействие формированию навыков, функции и возможности участия в повседневной деятельности; предотвращение вторичных последствий, таких как боль или контрактура;
- необходимо обеспечивать детей и молодых людей и их родителей или опекунов информацией (устной или письменной) о принципах физиотерапии (трудотерапии), объеме вмешательств, необходимых для достижения намеченных целей. Эта информация должна подчеркивать баланс между возможными преимуществами и трудностями (например, обязательства по времени, дискомфорт), чтобы дать им возможность участвовать в выборе программы физической терапии;
- при разработке программы физической терапии для детей и молодых людей необходимо учитывать: мнение ребенка или подростка и их родителей или опекунов; вероятность достижения целей лечения; возможные трудности в реализации программы; последствия для конкретного ребенка или подростка и их родителей или опекунов;
- при принятии решения, кто именно должен обеспечивать проведение физической терапии, необходимо учитывать: в состоянии ли ребенок или подросток, их родители или опекуны обеспечить проведение специфической терапии; нужно будет учить ребенка или подростка, их родителей или опекунов; желание ребенка или подростка, их родителей или опекунов;
- необходимо поощрять детей и подростов, их родителей или опекунов включать физическую терапию в повседневную деятельность.
- круглосуточной постуральной физической терапии:
- предотвратить или отсрочить развитие контрактур и деформаций скелета у детей и молодых людей с риском развития этих осложнений;
- дать ребенку или молодому человеку принять участие в мероприятиях, соответствующих его развитию;
- при использовании круглосуточной постуральной программы необходимо применять различные методы физической терапии в зависимости от индивидуальных потребностей.
- обучать родителей и воспитателей принципам постуральной физиотерапии.
- качестве одного из методов физиотерапии используется методика, при которой для достижения конкретной цели в повседневной деятельности активно привлекается поврежденная конечность с целью увеличения ее функциональной активности при ограниченном функционировании непораженной конечности, а также методика бимануальной терапии (одновременное использование обеих рук) для улучшения мелкой моторики.
- программа реабилитации с применением методики, направленной на достижение конкретной цели в повседневной деятельности, продолжается в течение короткого периода времени.
- применять физиотерапевтические упражнения, направленные на улучшение мышечной силы, так как оценка показывает, что слабость мышц может обусловливать снижение функции или трудность удержания определенной позы.
- улучшения мышечной силы находят применение повторные упражнения, направленные на преодоление сопротивления и достижение определенной цели.
- просматривать программы физической терапии через регулярные промежутки времени, чтобы убедиться, что:
- цели были достигнуты;
- программа соответствует потребностям ребенка или подростка.
- терапия включает в себя различные подходы и методы, которые используются, в основном, в рамках программы физической терапии или трудотерапии. Для детей, которые относятся к группе риска формирования двигательных расстройств, физическая терапия или трудотерапия является важным компонентом реабилитации детей. Применяется интегрированное сочетание различных методов физической реабилитации, основанных на потребностях ребенка.
- основным методам физической реабилитации относятся:
- лечебная физкультура;
- сенсорная интеграция;
- нервно-мышечная электростимуляция и вибростимуляция: нервно-мышечная электростимуляция; вибростимуляция; мануальная терапия; массаж; уменьшение напряжения мышц и растяжений сухожилий; мобилизация суставов (в том числе позвоночника);
- специальные методы: иппотерапия; плавание.
- физкультура
Лечебная физкультура может включать в себя различные упражнения, направленные на улучшение общей двигательной активности, мышечной силы, на улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной системы, на выносливость, координацию и равновесие, улучшение осанки. Лечебная физкультура может быть пассивной или активной, может быть ориентирована на крупные группы мышц и улучшение моторных функций, а может быть направлена на формирование конкретного двигательного навыка. Важно понять, что лечебная физкультура является важным компонентом реабилитации детей, имеющих двигательные расстройства.
Нейро-развивающая терапия (бобат-концепция)
Нейро-развивающая терапия, направлена на достижение лучшего развития способностей ребенка, развитие коммуникативных способностей, обеспечение максимально приближенных к физиологическим движений, поддержку витальных функций, предотвращение вторичных впечатлений, деформаций, атрофии. Бобат-концепция была создана в 30-е годы двадцатого века.
Концепция имеет четко определенные принципы:
- акцент на способностях ребенка;
- знание физиологического и патологического развития ребенка, а также анализ движений;
- базирование на основах неврологического развития;
- центральная нервная система является органом для решения проблем и обучения;
- обследование и терапия проходят друг через друга;
- терапия проводится в повседневных ситуациях ребенка (семья, детский сад, школа);
- родители с самого начала включаются в терапию;
- помощь для семьи в наблюдении и надзоре за ребенком;
- расширение собственной инициативы и самостоятельных действий ребенка;
- диалогический способ действий;
- моторное обучение и когнитивное обучение;
- подбор средств помощи для поддержки в повседневной жизни;
- междисциплинарность.
- рассматривает мозг как организованную и самодостаточную систему, которая развивается благодаря собственной активности и получению собственного опыта. Эта система формирует решения проблем ребенка и стратегию дальнейшего его развития.
- ребенок является индивидуальной личностью со своими возможностями и ограничениями, а отсюда и своей стратегией развития. Бобат-концепция предлагает использовать во время терапевтических вмешательств собственную активность ребенка с ориентацией на детское поведение, что обеспечит формирование собственной стратегии движений. Использование игры и формирования действий в повседневных ситуациях является условием лучшего взаимодействия терапевта с ребенком и одновременно его социальной адаптации.
- терапии по отношению к ребенку:
- развитие коммуникативных способностей;
- поддержка основных жизненных функций (приема пищи, дыхания);
- достижение оптимального контроля осанки в покое и в двигательной активности в соответствии с целью движения;
- акцент на максимальное развитие моторной функции руки;
- обучение выполнению бытовых функций (одевание, туалет и др.);
- поддержка и развитие поступательных движений.
Сенсорная интеграция
- интеграция базируется на:
- теории сенсорной переработки информации, основанной на теории неврологического развития и функционирования человека;
- изучении деятельности высших корковых функций, к которым относятся, например, мышление, творчество;
- изучении проблем, с которыми сталкиваются врачи лечебной физкультуры и эрготерапевты.
Основные задачи сенсорной интеграции:
- увеличить частоту и продолжительность адаптивных реакций на основе стимуляции психического и статокинетического развития;
- повышение познавательной активности;
- улучшение коммуникабельности и общения;
- развитие, закрепление навыков самообслуживания и социального поведения.
- существует доказательств, которые бы значительно демонстрировали эффективность нейро-развивающей терапии и сенсорной интеграции по улучшению двигательного развития ребенка или функционирования детей младшего возраста с двигательными нарушениями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)