Инклюзивное образование: сущность, основные задачи и принципы внедрения
Инклюзивный подход в образовании предполагает создание в обществе условий для удовлетворения особых потребностей каждой личности. Важно, чтобы эти особенности не воспринимались «как явление исключительное», поскольку наличие того или иного нарушения не вызывает маргинальности жизненного пути человека. В основе инклюзивной модели общественного поведения лежит автономное участие в общественной деятельности, создание системы социальных связей, принятие обществом каждой личности.
Адаптация меняет характер обучения, не меняя содержание или понятийную сущность учебного задания. Например, во время выполнения задания по математике ученикам нужно рассортировать палочки для счета. Однако более чем у половины учеников возникают трудности в организации материалов на рабочем месте. Учитель должен осуществить адаптацию (обойти препятствие), предоставив ученикам помощь: он может использовать картонную основу с боковыми ограничителями, которые не дают палочкам скатываться со стола, и помогает воспитанникам сосредоточиться на выполнении задания. Или же, к примеру, использовать палочки большего размера для отдельной категории школьников.
Подкрепление или дополнение обучения - дополнительные занятия и задания могут потребоваться, чтобы дать ученикам возможность усвоить или изучить учебный материал. Например, изучая тему «транспорт», ученики сталкиваются с понятием «скоростной пассажирский поезд». Однако более половины учеников никогда не выезжали за пределы того района (села), где они живут. Учитель понимает, что отсутствие таких знаний (необходимое условие когнитивного обучения) может мешать ученикам в понимании материала, и поэтому решает пополнить этот пробел дополнительным подкреплением. Перед тем, как читать историю, в которой говорится о поезде, воспитанники рассматривают фотографии скоростных пассажирских поездов. Помимо создания базовых представлений, такое подкрепление облегчает понимание и тем ученикам, которые имеют базовые знания по теме.
Многие педагоги осуществляют адаптацию обучения, считая, что именно такая практика и является продуктивным обучением. Например, учитель может записывать ключевые слова мелом на доске, изображать эти слова: вывесить на стене график работы в классе, чтобы помочь ученикам организовать свое время; или предоставить ученикам несколько вербальных подсказок при переходе к другому виду деятельности и тому подобное.
При выборе того или иного вида адаптации, который должен способствовать участию ученика в учебном процессе, следует быть осторожным. Не рекомендуется использовать адаптацию, если она не нужна. Выбор вида адаптации должен происходить на основе анализа тех предварительных условий, которые необходимы для успешного применения этого метода.
Поведение. Адаптация направлена на решение проблем, которые связаны с мотивацией и выполнением установленных правил. Например, ученику с нарушением, которое связано дефицитом внимания, может потребоваться больше возможностей для движения. Поэтому учитель делает адаптацию с учетом этой потребности, предоставляя ученику кратковременные перерывы. Или ученик с особенностями умственного развития, возможно, не усвоил порядок перехода к играм на свежем воздухе. Учитель учитывает эту потребность и делает ламинированную карточку с подсказками, на которой в виде рисунков последовательно изображены необходимые действия.
Организационные навыки. Адаптация помогает детям сосредоточиться на задаче, которая выполняется. Например, ученик, который испытывает трудности в обучении, читая вслух, теряет строку. Учитель выполняет адаптацию с учетом этой потребности, позволяя ученику пользоваться линейкой, которая кладется под предложение, которое он читает. Или ребенку с нарушением зрительного восприятия трудно сосредоточить внимание на рабочих листах, содержащих много информации. В таком случае педагог осуществляет адаптацию с учетом этой потребности, уменьшая объем информации в рабочих листах, и, при необходимости, разделяет страницу на разделы, использует выделения различных разделов на странице.
Сенсорные потребности. Адаптация путем предоставления ученику вспомогательных средств (слуховой аппарат, очки, техника для коммуникации), оборудования и помощи для того, чтобы компенсировать сенсорные нарушения. Например, ученику с нарушением слуха отводят рабочее место ближе к учителю, подальше от вентиляторов и шумных мест (окон, дверей и т.д.). Ученика с церебральным параличом, которому трудно говорить, учат пользоваться специальным электронным устройством, которое синтезирует голос. Его одноклассников также приучают общаться с ребенком с помощью этого вспомогательного устройства.
В некоторых случаях определенные виды адаптации удовлетворяют общие потребности учащихся с нарушениями развития. Так, например, во время обучения детей, имеющих нарушения слуха, важно избегать таких ситуаций:
- когда оказываешься спиной к ученику;
- когда за спиной горит яркий свет;
- когда артикуляционный аппарат не видно.
- работе с учеником с травматическим поражением мозга с характерным снижением выносливости и повышенной утомляемостью, педагогу, когда это необходимо, следует делать ученику перерывы для отдыха.
Учителю необходимо приложить усилия, чтобы привлечь родителей к процессу поиска идей по адаптации. Семьи детей с особенностями развития часто имеют значительный опыт осуществления адаптации у себя дома. Помимо участия в создании индивидуального учебного плана, члены семьи могут предлагать свои идеи на протяжении всего учебного года. Например, расспросить членов семьи обо всех видах адаптаций, которые они используют дома; привлечь их к обсуждению, какую помощь они могут оказать ребенку в процессе изучения чего-то нового. Кроме того, когда создается для ученика адаптация, рекомендуется обсудить с родителями вопрос о ее возможном совершении в домашних условиях.
При применении различных видов адаптации содержание обучения остается неизменным, а при применении модификаций оно, как правило, меняется. В отдельных случаях использование модификаций может оказаться необходимым для того, чтобы предоставить конкретному ребенку возможность участвовать в школьных занятиях. Модификации могут быть выполнены различными способами:
- сокращение содержания материала, который необходимо усвоить;
- ученик может участвовать только в отдельных частях урока или осваивать только часть содержания учебного материала. Иногда требования урока превышают возможности этого ученика, однако от него все же требуется частичное участие в работе на уроке. Например, ученика с особенностями умственного развития можно привлечь к чтению упрощенного изложения темы, тогда как его одноклассникам необходимо прочитать полностью раздел в учебнике;
- снижение требований к участию в работе. Ученик может выполнять лишь часть задач. В этом случае от школьника может потребоваться усвоение всего материала, или только его части. Например, ребенка с особенностями физического развития, которые влияют на скорость его письма, можно попросить выполнить только 10 пунктов вместо 20, как это требуется от остальных детей в классе.
- виды модификаций необходимо обсуждать с семьей ребенка, поскольку в большинстве случаев модификация изменит то, что он должен знать и уметь делать.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)