Анализ ситуации и системы поддержки людей с ограниченными возможностями
Полезным инструментом, используемым при анализе ситуации и планировании проектов, является анализ сильных и слабых сторон. Это универсальный инструмент для первой фазы стратегического анализа. Позволяет определить внутренние сильные и слабые стороны, а также существующие и потенциальные возможности и угрозы, которые поступают из внешней среды.
После завершения, анализ сильных и слабых сторон определяет, что может помочь в достижении запланированных целей (прочная сторона или возможность), или, что может быть препятствием, которое необходимо преодолеть или свести к минимуму, чтобы достичь желаемого результата (слабая сторона или угроза). На основе выводов могут быть определены прочные отношения, проблемные области, в которых можно начать создание решений, частичные стратегии - что делает анализ не только инструментом анализа, но и планирования.
Общие рекомендации, вытекающие из анализа сильных и слабых сторон:
- использовать возможности;
- избегать опасности;
- опираться на сильные стороны;
- усилить слабые стороны.
Сильные стороны
Сильные стороны системы поддержки для людей с ограниченными возможностями в области реализации Программы включают в себя:
- учет проблем, связанных с инвалидностью в стратегических документах в отрасли социальной политики местного и регионального объема;
- функционирование неправительственных организаций, работающих для помощи лицам с инвалидностью;
- институциональные предложения единиц социальной помощи;
- функционирование мастерской трудотерапии;
- создание Центра раннего вмешательства;
- функционирование Специального учебно-воспитательного центра;
- функционирование местных домов самопомощи;
- создание реабилитационно-воспитательного центра;
- функционирование центра содействия семье;
- функционирование группы по принятию решений по вопросам инвалидности;
- уменьшение количества принятых решений о включении лиц с инвалидностью для детей и молодежи;
- предоставление грантов на оснащение ортопедическими предметами и средствами помощи для лиц с инвалидностью по отдельным правилам;
- предоставление грантов для спорта, культуры, туризма и отдыха лиц с инвалидностью;
- предоставление грантов для устранения функциональных барьеров;
- проведение пункта проката реабилитационного оборудования;
- действия по профессиональной активации лиц с инвалидностью;
- открытость для новых идей и проектов;
- повышение осведомленности общественности об инвалидности;
- высокий уровень навыков и компетенций для персонала, работающего с людьми с ограниченными возможностями;
- умение приобретения и использования внешних средств, в том числе из фондов Европейского союза партнерами Программы и учреждениями и организациями из их окружения;
- модернизация инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями;
- доступ к реабилитационным услугам для людей с ограниченными возможностями;
- географическое положение.
Сильные стороны учебно-реабилитационных центров:
- гибкость действия и многолетний опыт по работе для умственно отсталых лиц;
- автономия организаций в области финансов и программного обеспечения;
- знание местной среды и одновременно ее потребностей;
- трудоустройство высококвалифицированного персонала, задействованного в работе для детей, молодежи и взрослых с ограниченными умственными возможностями;
- хорошие жилищные условия в учреждениях;
- высококачественное реабилитационное, компьютерное и учебное оборудование;
- высокий уровень деятельности учреждений;
- использование различных форм занятости, которые эффективно способствуют снижению эксплуатационных расходов: стажировки, волонтерства;
- организация регулярных мероприятий по продвижению имиджа человека с интеллектуальной инвалидностью и организаций в обществе;
- богатый опыт в реализации проектов и их урегулирования;
- умение готовить заявку на получение поддержки от внешних средств.
Эти сильные стороны являются потенциалом системы оказания помощи неполноценным лицам в области реализации Программы. Их правильное использование будет способствовать развитию и улучшению услуг, доступных в локальной среде, и равных возможностей для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями участвовать в общественной и профессиональной жизни.
Разработка оптимальных решений, использующих анализ сильных сторон, возможна после получения ответов на следующие вопросы:
- Какая сильная сторона позволит наилучшим образом использовать возможности?
- Как ее можно лучше использовать в конкретной деятельности?
- Какая сильная сторона позволит уменьшать специфические риски?
- Какие действия в связи с этим принимаются?
Слабые стороны
Слабыми сторонами ситуации и системы поддержки детей в области реализации Программы являются:
- высокий процент людей с ограниченными возможностями в популяции;
- неразвитость системы образования людей с ограниченными возможностями;
- низкий уровень образования и квалификации лиц с ограниченными возможностями;
- архитектурные барьеры в местах проживания и государственных учреждениях;
- отсутствие инфраструктурных объектов для лиц с инвалидностью в большинстве общественных зданий;
- недостаточная деятельность местного правительства в сфере инвестиционной деятельности, чтобы устранить архитектурные барьеры;
- высокая зависимость людей с ограниченными возможностями от социального обеспечения;
- отсутствие форума для сотрудничества и лоббистских организаций и учреждений, действующих для людей с ограниченными возможностями;
- большое количество неполноценных лиц в продуктивном возрасте;
- низкий уровень участия школ в деятельности по обслуживанию лиц с инвалидностью;
- низкая профессиональная активность лиц с инвалидностью;
- отсутствие рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;
- ограниченный объем институциональной и социальной поддержки лиц с инвалидностью по месту их проживания;
- ограниченный доступ к специализированной медицинской помощи и реабилитации;
- отсутствие доступа ко многим товарам и услугам, включая реабилитацию вне места жительства;
- барьеры в доступе к образованию;
- мало заинтересованные работодатели в трудоустройстве лиц с инвалидностью;
- низкий уровень доходов домашних хозяйств лиц с инвалидностью;
- большое количество лиц с инвалидностью, пользующихся социальными пособиями;
- низкое или недостаточное финансирование местных органов власти и самоуправления;
- неправительственные организации, в том числе инновационные действия;
- отсутствие активации семьи людей с ограниченными возможностями;
- отсутствие социальных кооперативов, членами которых являются люди с ограниченными возможностями;
- отсутствие защищаемых, тренировочных квартир и поддержки для умственно отсталых лиц;
- слишком низкая активность неправительственных организаций в некоторых областях социальной политики, осуществляемой в интересах людей с ограниченными умственными возможностями;
- ограниченный доступ к медицинским услугам специалистов;
- отсутствие финансовой стабильности в учреждениях, действующих для неполноценных лиц;
- несовершенство и частые изменения нормативных и законодательных актов;
- отсутствие интеграции филиалов в образовательных учреждениях;
- неточная диагностика проблем и потребностей людей с ограниченными возможностями в их местных сообществах;
- недостаточное количество мест в учреждениях ежедневной поддержки лиц с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)