Коррекционная работа с учащимися с нарушениями слуха (тугоухими)
Рекомендации учителю, в классе которого есть слабослышащий ребенок:
- индивидуальное планирование по усвоению тех тем, которые вызывают затруднения в овладении обучающим материалом;
- не поворачиваться спиной к слабослышащим ученикам во время устных объяснений;
- контролировать понимание ребенком задач, инструкций, вопросов учителя и ответов ученика;
- привлекать родителей к закреплению нового материала в домашних условиях;
- в коррекционной работе максимально использовать опережающий метод обучения;
- чаще поощрять правильные ответы;
- помнить, что такой ученик должен сидеть за первой партой перед столом учителя для слухо-зрительного восприятия языкового материала.
- слуха или глухота не влияют на интеллектуальные возможности человека или на его способность учиться. Однако ребенок с пониженным слухом нуждается в специальных образовательных услугах для того, чтобы получить адекватное обучение.
- услуги могут включать:
- регулярное развитие речи и слуха, формирование правильного произношения звуков, навыков коммуникации с помощью специалиста;
- использование систем и приборов усиления звука;
- услуги переводчика для тех учеников, которые используют язык жестов;
- место в аудитории, чтобы иметь возможность читать по губам;
- фильм или видео с субтитрами;
- помощь ученику с пониженным слухом в полной мере понимать и выполнять инструкции;
- инструкции для учителей и других учеников по использованию альтернативных средств коммуникации, таких как язык жестов;
- консультации специалистов.
- с пониженным слухом труднее, чем детям, которые хорошо слышат, усваивать новые слова, грамматику, правильно строить и понимать предложения. Для глухих детей или тех, у кого наблюдается значительное снижение слуха, заблаговременное, постоянное использование наглядных моделей коммуникации (таких как язык жестов, дактиль, когда буквы обозначаются определенной комбинацией пальцев рук, и специальное произношение) или использование звукоусилительной аппаратуры могут уменьшить определенные речевые проблемы. Глухие дети с дошкольного возраста должны выполнять специальные упражнения для развития речи и навыков общения. Важно, чтобы специалисты (учителя и сурдопедагоги) работали совместно, чтобы научить ребенка максимально использовать его остаточный слух даже тогда, когда предпочтение отдается жестовому языку. Поскольку подавляющее большинство глухих детей рождается от родителей, которые слышат, программы должны содержать инструкции для родителей по воспитанию детей в семье.
- со сниженным слухом могут использовать для коммуникации жестовый язык, устную речь или комбинировать их. Речевая коммуникация охватывает произношение, чтение по губам, использование остатков слуха. Коммуникация дактилем предусматривает использование знаков пальцами для обозначения букв с соблюдением правописания родного языка.
- - бесценный источник речевого развития. Чтобы им воспользоваться, важно помнить:
- чтобы развивалась словесная речь, необходимо постоянно общаться с ребенком;
- словесную речь ребенка нужно формировать во время общения в совместной деятельности при выполнении бытовых действий, режимных моментов.
- с ребенком нужно:
- на одном литературном словесном языке;
- в нормальном темпе, не торопясь, но и не замедлять, не растягивать речь искусственно;
- при достаточном освещении;
- голос должен быть нормальной силы (на расстоянии возможно несколько громче);
- четко говорить, не «глотать» окончания;
- соблюдать правильные интонации;
- не отворачиваться;
- не делать лишних движений, которые могут отвлечь внимание;
- эмоционально поощрять ребенка к общению.
Для развития слуха:
- определить звук (он или нет);
- определить откуда слышится звук (направление звучания);
- определить количество звучаний;
- различать громкое и тихое звучание;
- различать различное неречевое звучание окружающего мира;
- воспринимать и различать на слух и на слухо-зрительной основе речевые звуки, слоги, слова, словосочетания и короткие предложения.
Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе
Контекст общемировых и европейских трансформаций создал основу для модернизации образования и обусловил необходимость его инновационного развития. Стремительный прогресс педагогической науки, как мировой, так и отечественной, и постоянное обновление педагогических технологий дают основания рассматривать образовательную отрасль в целом как решающий фактор общественного развития. Поэтому учеными и практиками все активнее происходят поиски путей обеспечения эффективной организации учебного процесса и предоставление качественного образования подрастающему поколению с учетом современных мировых образовательных тенденций и лучшего практического опыта. Движение в направлении повышения качества образования требует внедрения соответствующих инструментов для достижения как можно более высоких результатов. Одним из таких инструментов является дифференцированное преподавание.
На уроках, проводимых с применением дифференцированного обучения:
- учителя начинают с того уровня, на котором находятся ученики, а не «традиционно» следуют учебному плану. Они отстаивают точку зрения, что индивидуальные учебные возможности учащихся очень важны, и строят на этом весь процесс обучения;
- учителя ищут разные пути для того, чтобы каждый ученик как можно быстрее получил глубокие знания, при этом они не считают, что «дорожная карта», которая подходит одному ученику, подойдет другому. Такие учителя считают, что ученики должны учиться по собственному стилю, достигая высоких академических стандартов;
- учителя гибко относятся к времени, применяют различные учебные стратегии и становятся для своих учеников коллегами, чтобы убедиться в том, что и тема, которая изучается, и учебная атмосфера приспособлены к потребностям ученика. Они не заставляют учеников подстраиваться под стандартный шаблон. Они не проводят традиционное обучение, они признают, что ученики - это личности;
- не может изучить весь учебник, не говоря уже о предмете в полном объеме. Поэтому важно, чтобы учителя четко определяли те важные вещи, которые ученики должны помнить, понимать и уметь делать в определенной сфере.
- уроках, проводимых с применением дифференцированного обучения:
- учитель тщательно строит урок, выделяя важные концепции, принципы, понятия и навыки. Следовательно, он должен обеспечить, чтобы ученик вышел из урока, уверенно владея этими понятиями и навыками, но чтобы при этом не чувствовал, что он усвоил весь существующий объем знаний;
- учитель должен осознавать, что все люди имеют одинаковые основные потребности (в питании, жилье, безопасности, в ощущении принадлежности и т.д.). Учитель также должен знать, что люди получают все это по-разному, в разное время и разными способами. Учитель должен понимать, что, уделяя внимание различиям, он сможет помочь ученикам лучше удовлетворить их потребности. Наш опыт, культура, пол, генетический код и нервная система и т.д. влияют на то, как мы учимся.
- учитель, безусловно, принимает учеников такими, какие они есть, и ожидает, что они будут такими, какими они могут быть.
Учитель должен постоянно держать в поле зрения, что отдельным учащимся необходимо изучить материал тщательно, и пытаться предложить такие варианты обучения, которые хорошо подходят каждому ученику. Он должен демонстрировать уважение к ученикам, уважая их отличия.
- самом деле хороший учитель - это тот, кто:
- знает, что ученик может учить, а учитель - учиться;
- интегрируется в учебную среду;
- считает, что то, что кто-то думает, важнее, чем то, что кто-то вписывает в пустые клеточки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)