Теоретико-педагогические основы системы комплексной реабилитации
Сфера науки о феноменах, принципах, закономерностях, методах и формах организации коррекционно-реабилитационных систем и процессов реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, связанными со здоровьем, называется «реабилитология». Реабилитология в системе теоретического познания реабилитационной действительности является трансдисциплинарной наукой, которая представляет собой результат синтеза наук о коррекции психофизического развития людей с инвалидностью и восстановлении различных аспектов их жизнедеятельности, связанных со здоровьем. Этот синтез основных элементов научной основы коррекционно-реабилитационного процесса (педагогики, психологии, медицины, социальной работы, технологии и т.д.) обусловлен целью создания единых, целостных, системно-синергетических научных представлений о коррекционном развитии и реабилитации человека с ограничениями жизнедеятельности.
Задачи реабилитологии, которые являются производными от системы диалектических противоречий реабилитационной действительности:
- противоречия между реабилитационной практикой и теорией; между различными целями, задачами и направлениями реабилитации; между формой, содержанием и средствами реабилитации; между направлениями воздействия на реабилитируемого;
- противоречия на уровне профессионального взаимодействия реабилитологов и тому подобное.
Диалектика реабилитационной действительности порождает многоуровневую систему закономерностей, научных принципов и концепции реабилитологии.
Среди закономерностей реабилитологии выделены общие:
- закономерности целей, ценностей и задач системы реабилитации;
- закономерности содержания реабилитации;
- закономерности эффективности реабилитационного процесса, а также конкретные закономерности сфер социальной практики, которые являются составными реабилитационной действительности.
Принципы реабилитации:
- образовательный принцип комплексной социальной реабилитации;
- принцип применения многофакторной деятельностной личностно-ориентированной неосоциальной модели инвалидности;
- системно-синергетический принцип;
- принцип личностной направленности процесса реабилитации;
- принцип непрерывности реабилитационного процесса;
- этиопатогенетический принцип реабилитации;
- принципы дифференцированного подхода и коррекционной направленности образовательного процесса в рамках реабилитационного пространства;
- принцип комплиментарности компонентов реабилитационного процесса;
- принципы открытости, динамичности и вариативности реабилитационного процесса;
- принцип интеграции всех способов освоения человеком мира (мультидисциплинарный принцип организации реабилитационных систем);
- принцип единства и специфичности реабилитационных модальностей и тому подобное.
Для решения вопроса систематизации знаний в области комплексной реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности введено понятие «реабилитационная системология» как эвристический инструмент анализа реабилитационных процессов и систем. За ее основу предлагается взять базовые теоретические единицы познания реабилитационной действительности: реабилитационный факт, реабилитационный феномен, реабилитационный конструкт, реабилитационный концепт.
На современном этапе развития научных представлений о реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, реабилитологию предлагается рассматривать как научно-исследовательскую программу.
С целью изучения реабилитационных систем осуществлен ретроспективный анализ системного подхода в антропологических науках, в частности, в медицине, биологии, психологии, педагогике, социальной работе, которые являются генетическими составляющими реабилитологии.
На современном этапе развития эпистемологических представлений построение методологических основ реабилитологии невозможно без использования постнеклассической научной парадигмы и теории самоорганизации сложных нелинейных открытых систем - синергетики. Системно-синергетический подход в моделировании реабилитационных процессов является методологическим шагом вперед по сравнению с классическим системным подходом.
Системно-синергетический подход в реабилитологии, который рассматривает реабилитационные системы как открытые, неравновесные, нелинейные и сложные:
- акцентирует внимание на процессах движения и развития реабилитационных систем, структурных фазовых переходах в отличие от статического и морфологического их описания в классическом системном подходе;
- не останавливается на стадии анализа структуры и компонентов реабилитационной системы, а использует эффект кооперативности процессов, лежащих в основе самоорганизации и развития реабилитационных систем;
- изучает не только процессы организации реабилитационных систем и внешнего управления ими, но и исследует процессы их самоорганизации и саморазвития;
- изучает ведущую роль совокупности внутренних и внешних взаимосвязей реабилитационной системы, а источником движения и эволюции реабилитационной системы признает обмен информацией, энергией и материей с внешней средой.
В основе декомпозиции процессов реабилитации, как системы преодоления ограничений жизнедеятельности, положено понятие деятельности. В основе методик и технологий реабилитации - формирование соответствующего образа действия или его коррекция с целью преодоления ограничений жизнедеятельности, вытекающих из взаимодействия человека с окружающей средой.
Открытая личностно-ориентированная пятифакторная деятельностная модель процесса комплексной реабилитации синтезирует знания о таких модальностях реабилитационного воздействия как:
- медицинский фактор (группа факторов влияния на здоровье человека);
- социальный фактор (группа факторов воздействия на человека как на субъект социальных отношений);
- психологический фактор (группа факторов влияния на личностную сферу человека);
- педагогический фактор (группа факторов воздействия на человека как на субъект деятельности);
- технико-экологический фактор (группа инженерно-технических и архитектурно-средовых аспектов компенсации ограничений жизнедеятельности человека и влияния на сферу взаимодействия человека с окружающей средой).
В результате, реабилитация лиц с инвалидностью определена как специально организованный, открытый, личностно-ориентированный системно-синергетический процесс медицинских, социальных, психологических, педагогических, физических, профессиональных, трудовых, технических, правовых, экономических, культурных, художественных, информационных мероприятий, направленных на устранение ограничений их жизнедеятельности, восстановление их физического, психического и социального здоровья, социализации, социальной адаптации и интеграции, оптимизации уровня деятельности, в том числе учебной и трудовой, повышение качества жизни человека и формирование его независимого стиля.
Сущность деятельностной теории реабилитации коротко можно выразить следующими положениями:
1. Конечной целью реабилитации является формирование образа действий, которые могут преодолеть ограничения жизнедеятельности, приводящие к инвалидности.
2. Такой образ действий может быть сформирован только в результате специально организованной осознанной деятельности, которую называют реабилитационной деятельностью реабилитируемого, или самореабилитацией.
3. Механизмом эффективной реабилитации ни в коем случае не является «силовое» формирование или принудительная коррекция необходимых свойств психики и организма, зато является управлением сознательной реабилитационной деятельностью реабилитируемого как субъекта системного коррекционно-реабилитационного процесса.
4. Любая реабилитационная система включает в себя среду, окружающую человека с инвалидностью, которая не является пассивным элементом реабилитационного процесса, а может активно влиять на его результат. Поэтому интегративное свойство реабилитационной системы состоит из функции преобразования реабилитационного потенциала человека с ограничениями жизнедеятельности на такие его качества, которые будут указывать на достижение целей реабилитации, и из свойств внешней среды, которые максимально способствуют достижению целей реабилитационного процесса.
Структурная иерархическая организация вложенных реабилитационных систем может быть представлена с помощью понятия «многоуровневое» реабилитационное пространство, которое состоит из реабилитационного процесса как системы (микроуровень), реабилитационного учреждения как организационной системы (мезоуровень), реабилитационного пространства регионального уровня (макроуровень), национальной системы реабилитации (мегауровень).
Универсальная структурная схема комплексной реабилитации состоит из следующих элементов:
- реабилитируемый;
- реабилитолог, цели, содержание, методы и технологии, средства, организационные формы реабилитации;
- реабилитационная диагностика;
- результаты реабилитационного процесса;
- родители, родственники, близкие реабилитируемого;
- подсистема реабилитационного менеджмента;
- информационно-научная подсистема;
- нормативно-правовая подсистема;
- финансово-экономическая подсистема;
- подсистема управления внешними связями;
- экологическая подсистема.
Универсальный вариант кибернетического содержательно-целевого моделирования реабилитационного процесса включает в себя: целевой, содержательный, операционный, результативный и контрольный компоненты. Диалектика взаимосвязей реабилитационных модальностей (педагогической, социальной, медицинской, психологической, технико-средовой) в этом процессе объясняется концепцией доминирующих реабилитационных функций в соответствии с принципом единства и специфичности реабилитационных модальностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)