Проблемы детей с нарушениями развития
Проблемы детей с нарушениями психофизического развития стали предметом серьезных научных исследований. Нельзя признать удовлетворительным уровень просветительской работы по распространению среди общественности знаний по пренатальной и перинатальной педагогике, обеспечения качественного психологического сопровождения беременных женщин, что в будущем негативно скажется на психическом и физическом здоровье ребенка и его развитие.
Недостаточно освещаются проблемы инвалидности в средствах массовой информации.
Исходя из вышеизложенного, рекомендуется Верховному Совету:
- разработать законодательные предложения по урегулированию общественных отношений, связанных с реализацией права детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью, на образование любого уровня и направления в соответствии со своими способностями и возможностями, направленными на приобретение такими детьми навыков самообслуживания, подготовки к труду и семейной жизни, поддерживаемого проживания, обеспечение получения образования такими детьми преимущественно в обычных детских учебных заведениях, инклюзивных и специальных группах общеобразовательных учебных заведений в сопровождении квалифицированных педагогов;
- рассмотреть нормативные основы участия негосударственных организаций в решении вопросов образования, здравоохранения и социального обеспечения детей с нарушениями психофизического развития.
Кабинету Министров:
- обеспечить в соответствии с законодательством финансирование мероприятий с целью обновления учебно-материальной базы дошкольных и общеобразовательных учебных заведений для обучения детей с особыми образовательными потребностями, в частности издание учебников, разработка компьютерных учебных программ для детей с нарушениями зрения и слуха; приобретение наглядно-дидактических материалов и оборудования для кабинетов физики, математики, химии, биологии, географии, истории и т.д.; приобретение мебели, приспособленной для обучения детей с поражением опорно-двигательного аппарата;
- разработать комплексные изменения в законодательстве по вопросам образования, здравоохранения, социальной защиты с целью обеспечения в соответствующих сферах реализации всех прав лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью, определить механизмы эффективного межведомственного взаимодействия и координирующих органов на центральном и региональном уровнях по указанным вопросам, а также привлечь к соответствующей деятельности представителей общественных организаций;
- обновить состав Совета по делам инвалидов при Кабинете Министров и активизировать его деятельность с целью обеспечения межведомственной координации решения вопросов в отношении лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью;
- обеспечить разработку порядка сопровождения детей с особыми образовательными потребностями от рождения до совершеннолетия, а также порядка взаимодействия учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения при осуществлении ими сопровождения таких детей;
- предусмотреть отдельные бюджетные программы по обеспечению детей с инвалидностью санаторно-курортными путевками, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, предоставляемыми детям с инвалидностью или их законным представителям в учреждениях здравоохранения для использования в амбулаторных и бытовых условиях;
- увеличить бюджетное финансирование обеспечения инвалидов, в том числе детей с инвалидностью, техническими и другими средствами реабилитации;
- решить вопрос о введении механизма предоставления услуг по сопровождению ребенка в инклюзивной образовательной среде путем привлечения средств местных бюджетов и ресурсов общественных организаций, благотворительных фондов;
- изучить вопрос о необходимости законодательного утверждения принципа «деньги ходят за ребенком» для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей с инвалидностью, путем внедрения эффективных механизмов, предусматривающих передачу средств из государственного и местных бюджетов в учреждения, которые выбрали родители ребенка для получения образовательных, социальных и других услуг, а также вопросы по закреплению на законодательном уровне должности ассистента ребенка с психофизическими расстройствами;
- обеспечить принятие соответствующих мер по восстановлению численности специалистов по социальной работе с целью предоставления всесторонней поддержки и помощи в получении незащищенными слоями населения всех необходимых социальных и реабилитационных услуг;
- установить единые нормы питания для воспитанников интернатов (детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью) независимо от подчинения этих учреждений;
- отменить запрет на приобретение мебели, бытовой техники, проведение ремонта учебными заведениями, приобретение автотранспортных средств для общеобразовательных учебных заведений, а также нормы о прекращении установления доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, повышений должностных окладов, надбавок, доплат, пособий, вознаграждения, премий, других законодательно установленных ранее выплат работникам, заполнение вакантных должностей в учебных заведениях;
- рассмотреть вопрос о разработке системы сертификации диагностического инструментария для выявления заболеваний у детей в раннем возрасте, в том числе у детей с расстройствами спектра аутизма.
Министерству образования и науки:
- изучить международный опыт по оценке учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе учащихся с инвалидностью, в системе общего среднего образования и подать предложения по внесению соответствующих изменений в нормативно-правовые акты в этой сфере;
- обеспечить координацию деятельности местных органов управления образованием по внедрению инклюзивного обучения, реабилитации и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
- обеспечить осуществление необходимой адаптации в соответствии со специальными нуждами детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями органов зрения и слуха, поражением опорно-двигательного аппарата) во время проведения внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования;
- распространить практику внедрения в учебные планы подготовки коррекционных педагогов и специальных психологов учебных программ и модулей по вопросам коррекционной помощи детям со сложными нарушениями психофизического развития, в том числе с расстройствами спектра аутизма;
- обеспечить разработку и обязательное внедрение индивидуальных программ развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных учебных заведениях разных типов и форм собственности, в специальных и общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивным и специальными классами, учебных реабилитационных центрах, интернатах системы социальной защиты населения на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
- обеспечить доступ детей с особыми образовательными потребностями к внешкольному, профессионально-техническому образованию;
- включить в лицензионные условия учебных заведений обязательные требования по обеспечению архитектурной доступности в соответствии с государственными строительными нормами;
- внести изменения в типовые штатные нормативы общеобразовательных, внешкольных, дошкольных учебных заведений (учебных воспитательных комплексов), предусмотрев введение должности социального работника для заведений, где созданы классы по инклюзивному обучению детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)