Статистика социального обеспечения детей-инвалидов
По исследованиям, проведенным в России, до 80,0% семей, которые воспитывают детей с аутизмом, - это семьи с низким уровнем достатка. Это, в частности, обусловлено неполным составом семьи и тем, что один из родителей вынужден оставить работу в интересах ребенка. Значительные затраты на реабилитацию ребенка с аутизмом, в сочетании с переживанием депрессивного состояния от упомянутой безысходности, часто является поводом для развода. Считается, что для организации эффективного коррекционного воздействия на одного ребенка с аутизмом требуется около 30-70 тыс. руб. в месяц. До 80,0% детей с аутизмом признаны детьми-инвалидами.
Социальное обеспечение детей с расстройством спектра аутизма осуществляется на уровне социального обеспечения других детей, как с психическими расстройствами, так и с физическими недостатками. То есть, если ребенку лечебно-врачебной комиссией установлен диагноз «ребенок-инвалид», то лицо, содержащее его, в органах социальной защиты населения имеет право на назначение государственной социальной помощи.
Учитывая то, что не всех детей с расстройствами спектра аутизма признают ребенком-инвалидом, более актуальным вопросом является не размер соответствующей государственной социальной помощи на ребенка, а вопрос о возможности признания лечебно-врачебной комиссией такого ребенка инвалидом.
Подводя итог, можно выделить следующее:
К настоящему времени проблематика расстройств спектра аутизма, в том числе причины возникновения этого заболевания, изучена недостаточно. Параметры применительно к индивидуальным особенностям развития таких детей существенно отличаются в каждом конкретном случае, поэтому методы диагностики и оказания специализированной помощи имеют много нюансов и специфических различий.
Не так давно аутизм считался неизлечимым и относительно редким заболеванием.
Рост в последние годы в мире количества случаев заболевания аутизмом уже сопоставляют по масштабам с эпидемией. Но это утверждение является спорным. Так, возможными причинами «распространения» этого заболевания могли быть такие субъективные факторы, как использование прогрессивных методик для раннего скрининга заболевания; улучшение диагностики расстройств, в частности то, что врачи стали этот диагноз «ставить» чаще, и прежде всего, в «мягких формах»; также благодаря «популяризации» кинематографом аутизма (фильмы «Карточный домик», «Человек дождя» и «Восток Меркурия»), американские психиатры все чаще сталкиваются с имитацией этой болезни.
Возможными причинами могли быть и такие объективные факторы, как рост численности иммигрантов в экономически развитые страны (которые были преимущественно жителями бедных регионов, и у которых риск внутриутробных и перинатальных нарушений был значительно выше); существенные успехи в сохранении осложненных беременностей; накопление генетических дефектов в последних поколениях.
Гораздо страшнее есть гипотеза, что рост случаев заболевания аутизмом мог быть вызван употреблением человечеством в пищу продуктов, которые были произведены из генетически-модифицированных организмов и других опасных химических веществ в продуктах питания (в частности, консервантов, красителей, усилителей вкуса, стимуляторов роста, антибиотиков, пестицидов, гербицидов и т.п.). Именно такое утверждение имеет все основания объективно объяснить стремительную тенденцию развития этого заболевания. Но это научно не доказано. Кроме того, при наличии лоббирования интересов производителей, которые выращивают продукты с генетически-модифицированными организмами и используют при производстве продуктов питания различного рода химию (что значительно удешевляет ее производство), такая связь не проверялась никогда. Таким образом, достоверные доказательства объективных причин увеличения численности заболевания аутизмом, еще не найдены, более того, еще долго не будут найдены.
Независимо от причины заболеваемости аутизмом у детей, а также возможных темпов роста количества случаев этой болезни, следует признать актуальной проблему диагностики и лечения больных аутизмом.
Что полностью является научно доказанным, так это то, что лучшие результаты в лечении аутизма обеспечивает система, основанная на ранней и непрерывной специальной помощи, охватывающей все этапы жизни. Поэтому ранняя диагностика аутизма (1,5-2 года) имеет весомое значение, поскольку прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. При этом уже критическим периодом, когда можно делать достаточно надежные прогнозы дальнейшего развития ребенка, считается 5-8 лет, что связано с умственным и речевым его развитием. С учетом того, что реакция на лечение у каждого ребенка индивидуальна, по отдельным проявлениями синдрома аутизма можно достигать значительных положительных результатов.
Дети с заболеванием расстройства спектра аутизма, равно как и дети с другими психоневрологическими расстройствами, как правило, лишены права на образование. Возобновление этого права требует необходимости модернизации структурно-функциональной, содержательной и технологической образовательной системы. Обучение и воспитание в дошкольных учебных заведениях для детей с недостатками психофизического развития является одной из важных составляющих общей системы коррекционной учебно-воспитательной работы. Эта система нуждается в обновлении в условиях модернизации общего и специального дошкольного образования и реализации моделей инклюзивного и интегрированного обучения детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательного пространства дошкольного учебного заведения.
Имеют место факты незаконного помещения детей в специальные интернаты, незаконного отказа им в обучении в общеобразовательных учебных заведениях, нарушения требований законодательства и этических норм при предоставлении таким детям психиатрической помощи, в том числе случаи необоснованной госпитализации в психиатрические больницы.
Присутствует тенденция по снижению престижа специальности детского психиатра, а также существенный недостаток специалистов и уменьшение доступности психиатрической помощи детям в сельских регионах страны и маленьких городах. При этом не всегда рационально используются детские психиатрические койки в больших промышленных регионах и областных центрах.
Но следует признать, что в России есть положительная динамика последних лет по решению насущных вопросов по обеспечению прав лиц с аутизмом на надлежащее и своевременное диагностирование и лечение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)