Смещение акцентов с медицинской терапии на педагогические методы реабилитации
Сегодня наблюдается смещение акцентов с медицинской терапии на педагогические методы реабилитации, решения социальных проблем пациента и его семьи. Ассистент ребенка в школах и детсадах - один из ключевых факторов обучения и реабилитации ребенка с аутизмом. Поэтому необходимо разработать нормативный документ для ввода ассистента ребенка (это могут быть либо родители, либо волонтеры) в систему работы дошкольных и школьных учреждений, где обучаются дети с аутизмом.
К сожалению, приходится констатировать не только разнонаправленность векторов усилий специалистов разного профиля, отсутствие единой стратегии в преодолении проблем, обусловленных аутизмом, но и разность деятельности всех государственных и негосударственных структур. Государство должно разработать единую стратегию преодоления проблем, обусловленных аутизмом, привлечь негосударственные организации к работе и контролю.
Предложения:
В области здравоохранения:
- введение раннего скрининга (выявления) аутизма на первичном уровне медицинской помощи;
- раннее диагностирование аутизма;
- разработка и внедрение системы раннего вмешательства;
- подготовка и переподготовка специалистов первичного и вторичного уровня;
- закупка за бюджетные средства диагностического инструментария, его сертификация, адаптация и подготовка специалистов для работы с ним;
В области образования:
- выделить детей с расстройствами аутистического спектра в отдельную категорию среди детей с нарушениями психофизического развития, что позволит начать в вузах подготовку специалистов по аутизму, а детям - возможность учиться в образовательных учреждениях на законных основаниях;
- ввести подготовку (переподготовку) специалистов для работы с детьми с психофизическими нарушениями всех категорий, особенно с аутизмом, в государственных образовательных учреждениях всех типов;
- формировать государственный заказ на специалистов, которые будут готовить специалистов для работы с детьми с психофизическими нарушениями по современным мировым технологиям и образовательным программам;
- на уровне ведомственного нормативного акта закрепить за ребенком с психофизическими нарушениями, особенно за детьми с аутизмом, ассистента ребенка, который имеет специальную подготовку и сопровождает ребенка во время учебно-воспитательного процесса;
- разработать и внедрить механизм финансирования инклюзивного образования;
- ввести в учебный процесс средства альтернативной коммуникации и технологии, которые позволят наладить контакт с ребенком и дать ему возможность получать знания и опыт;
- разработать учебные и реабилитационные программы для детей с аутизмом.
Поскольку аутизм - это хроническое состояние, сопровождающее человека в течение всей жизни во всех сферах, необходимым и обязательным является создание государственной системы помощи лицам с расстройствами аутистического спектра. Считаем необходимым расширить экспертно-консультационный совет по вопросам аутизма при Министерстве образования и науки до межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра с целью выработки предложений и путей решения проблем.
Для создания механизмов реализации прав лиц с расстройствами аутистического спектра в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты требуется обязательное включение в органы исполнительной власти всех уровней представителей общественных организаций.
Необходимо также предусмотреть льготы по оплате жилищно-коммунальных и других услуг для организаций (независимо от формы собственности), которые занимаются обучением, коррекцией и реабилитацией лиц с расстройствами аутистического спектра.
Беспокойство продолжает вызывать несвоевременная диагностика расстройств спектра аутизма. Уровень выявления заболевания в возрасте до 3 лет остается низким. Таким образом, поздняя диагностика снижает эффективность медико-социальной помощи. Кроме того, родители значительной части больных не обращаются за психиатрической помощью к детским психиатрам или делают это несвоевременно (в 4-5-летнем возрасте), получают медицинскую помощь у детских неврологов и в частных медицинских структурах.
В целом, анализ структуры заболеваемости и распространенности расстройства психики и поведения у детей свидетельствует о том, что в структуре патологии преобладают непсихотические психические расстройства. Такая структура заболеваемости и распространенности расстройства психики ставит под сомнение целесообразность предоставления специализированной психиатрической помощи детям преимущественно в стационарных условиях на койках, предоставленных в психиатрических больницах для взрослых. Так, в структуре психических расстройств диспансерной и консультативной группы надзора преобладают расстройства психологического развития (речевых, двигательных функций и школьных навыков) - 55,1% детей. Пациенты с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, составляли 5,8%, психическими расстройствами, обусловленными органическими поражениями мозга, - 11,7%.
Представленные статистические данные свидетельствуют о необходимости перераспределения ресурсов оказания психиатрической помощи детям из стационарного лечения на психологическую, логопедическую, коррекционно-педагогическую помощь непосредственно по месту жительства и учебы детей. Важно также налаживание межведомственного взаимодействия при организации медико-социального сопровождения программ инклюзивного образования.
В общем, низкие показатели заболеваемости и распространенности невротических, связанных со стрессом и психических расстройств свидетельствуют о ненадлежащем уровне специализированной психиатрической помощи этому контингенту детей. Решение проблемы возможно путем дестигматизации психиатрической помощи детям, организации оказания специализированной психиатрической помощи на уровне первичной медицинской помощи, а также интеграции психиатрической и общемедицинской помощи детям. В подавляющем большинстве отчетов главных внештатных детских психиатров управлений охраны здоровья областных государственных администраций, представлен подробный анализ оказания психиатрической помощи детям в регионах. Отмечается глубокое понимание роли и места детского психиатра в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации детей с расстройствами психики и проблем, сложившихся в отрасли.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)