Использование дистанционных технологий в трудовом обучении и профессиональной подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды обладают теми же потребностями, что и все другие люди в здоровье и благополучии, в экономической и социальной безопасности, в обучении и развитии своих навыков. Эти потребности могут и должны быть удовлетворены путем использования универсальных программ и услуг.
Профессор Стивен У. Хокинг
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), находящиеся на домашнем обучении, получают образовательные услуги и в дистанционной форме.
Дистанционное образование направлено на обеспечение условий для получения детьми инвалидами общего и дополнительного образования, коррекции нарушений развития и их социальной адаптации. Благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий у обучающихся с ОВЗ повышается мотивация к учебной, познавательной деятельности, формируется полноценный опыт работы с различными информационными источниками, развивается интерес к практической преобразовательной деятельности. Это позволяет на уроках трудового обучения проводить работу по профессиональной ориентации старших школьников, что особо необходимо для дальнейшей социальной адаптации и интеграции молодых людей с ОВЗ в общество.
Профессиональное обучение и трудоустройство людей с инвалидностью – процесс, вызывающий затруднения в нашем обществе. Тем более, если выпускник школы имеет сочетанные и тяжёлые нарушения развития. Часто, закончив обучение, такие молодые люди остаются в стенах своего дома, сужается их круг общения, полученные за время обучения знания и умения утрачиваются, нет мотивации для личностного роста и развития. Проблема занятости становится дополнительным отягчающим обстоятельством для них и их семей.
Задача учителя на дистанционных уроках технологии помочь старшим школьникам с ОВЗ овладеть универсальными знаниями, умениями, навыками и опытом самостоятельной трудовой деятельности в определённой доступной им области.
Выжигание по дереву (пирография) вызывает интерес у учащихся разного возраста. Умение украшать изделия из дерева с помощью несложного электроприбора – выжигателя может быть использовано при изготовлении сувениров, для украшения предметов домашнего быта.
Технология – учебный предмет, ориентированный на всестороннее развитие учащихся в ходе изучения технологических основ изготовления разнообразных изделий и ознакомления со свойствами различных материалов, при использовании различных инструментов. Обучение технике выжигания по дереву может быть выделено в отдельный технологический курс, т.к. соответствует учебным задачам предмета и предполагает решение вопросов профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания.
Обучение технике выжигания по дереву предполагает реализацию ряда задач:
образовательные задачи:
1) углубление знаний по истории культуры народа; знаний о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;
2) ознакомление с различными приёмами выжигания;
3) совершенствование умения использовать различные информационные источники для работы;
4) освоение практических навыков выжигания;
воспитательные задачи:
1) развитие у учащихся гражданственности через изучение народного творчества;
2) воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалом и инструментом;
3) формирование у учащихся навыков экологической культуры;
Учебный процесс строится на условиях индивидуализации, что позволяет делать уроки более результативными. Особенности дистанционного урока не позволяют учителю находиться рядом с учеником и контролировать соблюдение техники безопасности, что является необходимым условием при
работе с электроприборами. Поэтому, начиная данный курс обучения, учителю необходимо получить согласие родителей на присутствие в доме взрослых во время проведения уроков технологии.
Календарно тематическое планирование включает основные разделы курса:
- история развития техники выжигания;
- материаловедение;
- древесина: строение, свойства, породы и их применение;
- основы безопасности работы с электроприборами;
- электро- выжигатель, устройство, виды, технические характеристики;
- освоение практических навыков выжигания;
- проектирование декоративных изделий.
Взаимодействие ученика и педагога на дистанционных уроках технологии происходит с помощью программы Skype и имеет свои особенности: необходимость показа практических приёмов работы, соблюдения техники безопасности, отслеживание результатов деятельности учащегося. Онлайн общение обучаемого и учителя способствует улучшению восприятия учебного материала путем расширения дидактических возможностей урока, использования наглядности, элементов интерактивности. Возможность настройки режима «демонстрация экрана» позволяет учителю на мониторе показать удачные приёмы и недочёты в работе. Особое внимание уделяется знанию и точному соблюдению учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На каждом уроке уделяется время на повторение и закрепление правил безопасности в работе с электро- выжигателем и соблюдение здоровье сберегающего режима.
Необходимость формирования ключевых компетенций на уроках курса «Выжигание» диктует не только обучение практическим навыкам и умениям, но и изучение и закрепление теоретического материала. Разнообразить уроки помогает проектирование учащимся самостоятельных работ по изготовлению изделий: поиск материала в различных источниках информации, работа с графическими изображениями в различных компьютерных программах, разработка технологических карт, представление результатов работы в презентациях. Проекты могут быть учебными и творческими.
Осуществляя практическую деятельность на уроках, учащийся испытывает потребность повышать свой уровень, расширять свой кругозор. Таким образом у него формируется необходимый информационный банк по интересующему его виду прикладного труда: видеоматериалы, графические файлы, тематические сайты. Изготовление изделий, оформленных в технике выжигания по дереву и используемых в быту и для подарков, повышает самооценку учащихся. Выполненные качественно работы уже сейчас могут быть представлены ребёнком на выставках, конкурсах, вызывая у него удовлетворение от продуктов собственного труда.
Привлечение дополнительных ресурсов информационно коммуникационных технологий способствует формированию устойчивой мотивации к трудовой деятельности, всестороннему развитию, социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с ОВЗ. Освоение техники выжигания и развития интереса к этому ремеслу в дальнейшем может способствовать решению вопроса занятости выпускника школы и стать предметом надомного труда.
к вопросу социально трудовой адаптации и профориентации школьников с интеллектуальной недостаточностью
В рамках проведения экскурсий решаются следующие задачи:
– установление контакта между родителями выпускника и его будущим руководителем или трудовым наставником;
– знакомство выпускника с новыми условиями труда и спецификой работы;
– преодоление робости, растерянности и страха умственно отсталого старшеклассника перед незнакомым коллективом и новизной обстановки;
– установление положительного настроя, создание дружелюбной атмосферы, путем введения учащегося в беседу с работниками предприятия;
– повышение родительского доверия к педагогам училищ и к рабочим профессионалам.
Демонстрация видеосюжетов о профессиональной деятельности бывших учащихся школы необходима для формирования адекватного восприятия себя как личности, способной к самостоятельному общественно полезному труду, а также агитации будущих выпускников.
Организация встреч родителей и выпускников школы с мастерами производственного обучения являются связующим звеном между школой и производством в системе коррекционно адаптационного процесса. Эти встречи проходят в форме конференции в актовом зале. На встречах затрагиваются вопросы о профориентации старшеклассников и их дальнейшем трудоустройстве. Организация подобных встреч является сильнейшим фактором психолого педагогического воздействия, а также формирования потребности родителей к установлению тесных отношений со специалистами производств.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)