Преемственность инклюзивных учреждений и учреждений профессионального образования в процессе профессионально трудовой подготовки
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Социализация и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Причины затруднений социализации детей с ОВЗ связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
В современных условиях вопросы профессионально трудовой подготовки и дальнейшего трудоустройства решают следующим образом:
– трудовая подготовка осуществляется в процессе профильного обучения с 5 по 9 класс по разным направлениям, что способствует формированию устойчивых мотивов профессионального самоопределения;
– реализуются программы трудового обучения по направлениям: столярно слесарное дело, переплетно картонажное дело, швейное дело, штукатурно малярное дело;
– ежегодно выпускники с легкой умственной отсталостью, не имеющие медицинских противопоказаний к получению профессии, поступают на обучение в учреждения профессионального образования;
–для учащихся 5 классов организовано обучение по новому профилю трудового обучения «Штукатурно малярное дело»;
– при проектировании содержания рабочих программ по профилям трудового обучения «Штукатурно малярное дело», «Столярно слесарное дело», «Переплетно картонажное дело», «Швейное дело» принимались во внимание программы учреждений профессионального образования;
– по направлению «Столярное дело» общеобразовательные предметы в 8–9 классах преподавались в школе, а трудовое обучение по профилю –в учебных мастерских с использованием материальной базы техникума мастером производственного обучения. Это позволяет обучающимся приобрести определенный трудовой и предпрофессиональный опыт, сформировать адекватную самооценку, расширить круг интересов, ознакомиться с некоторыми аспектами содержания и условий трудовой деятельности;
– учащиеся выпускных классов (с умеренной умственной отсталостью) успешно проходят итоговую аттестацию по данным направлениям.
В последнее время в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях увеличивается численность обучающихся, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения. Данная категория учащихся не способна к освоению программ начального профессионального образования.
В связи с этим в некоторых центрах организована работа по расширению профилей трудовой направленности. С целью социально педагогической поддержки детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом, а в дальнейшем защиты выпускников в новых экономических условиях, педагогический коллектив школы вводит новый профиль обучения «Гончарное дело», в связи с этим обновляется материальная база.
С обучающимися проводятся тематические экскурсии, расширяющие диапазон информированности учащихся о различных видах профессиональной деятельности, экскурсии на выставки изделий, на предприятия, профессиональные учебные учреждения, участие в конкурсах, выставках, разработка и распространение буклетов с полной информацией о профессиях, по которым осуществляется обучение в техникуме, публикуются материалы в СМИ о лучших учащихся.
Реализация программы в рамках уроков трудового обучения осуществляется по модульным технологиям с постепенным вводом нового материала, что обеспечивает повторяемость.
Стажировка учителей труда на базе учреждений профессионального образования, разработка совместных программ практик по профилям.
Трудовая подготовка не заканчивается выдачей аттестатов. Педагоги центра оказывают непосредственную помощь учащимся после окончания школы, поддерживают тесную связь с мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций, с родителями выпускников.
Взаимосвязь процесса профессионально трудового обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования, формирование механизмов социального партнерства необходима нам для накопления опыта и предупреждения ошибок при решении вопросов профессионально трудовой подготовки и дальнейшего трудоустройства наших выпускников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)