Игра – основное средство развития общения детей с умственной отсталостью
«Поиск новых технологий оптимизации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в конечном итоге ориентирован на реабилитацию данной категории детей, на их последующую интеграцию в общество, а значит, на полноценную и независимую жизнь в социуме»
По сравнению с другими психическими процессами эмоциональная сфера умственно отсталых детей более сохранна. И потому ее желательно использовать для развития адаптивных и интеллектуальных возможностей таких детей.
Однако вне специально организованного обучения у этих детей не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. В своих действиях они не целенаправленны, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. Таким детям свойственны скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Им трудно правильно выразить свои чувства, понять сообщаемое невербальным способом, дифференцировать восприятие себя окружающими.
Для достижения положительных результатов в занятиях с детьми, работа по формированию навыков общения состоит из трех этапов. Первый этап представляет собой диагностику особенностей общения умственно отсталых детей – наблюдение за детьми, беседы с ними, воспитателями и учителями. На втором этапе проводится отбор детей и комплектование групп с учетом специфики выявленных нарушений общения для последующей коррекционно развивающей работы. На третьем этапе осуществляется непосредственно формирование, развитие и коррекция коммуникативных навыков и умений, эмоционально волевой, психомоторной сферы с использованием игровых ситуаций, сюжетноролевой игры, элементов арттерапии, песочной терапии, сказкотерапии, элементов занятия на компьютере.
Для детей с проблемами развития игра – это непросто фантазия, а особая реальность, помогающая им создать для себя мир важнейших нравственных категорий. Всякая игра — это модель отношений, имеющих четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Из опыта работы: умственно отсталые дети хорошо заучивают как нужно вести себя в той или иной ситуации, но в реальной жизни применить это затрудняются, либо вообще не могут.
Первоначальное знакомство детей, с эмоциональным состоянием человека, освоение ролевых игр (начиная с ролевых действий). Например: Упражнения на образные перевоплощения: кошка, медведь, обезьяна, «кошка веселится», «медведь грустит», и другие. Формирование образа человека происходит на основе соотнесения внешних признаков с особенностями личности и интерпретацией на этой основе его поступков. Развивая способности соотнесения акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека, выражающимися в лицевой экспрессии, развиваю более высокое понимание невербальных знаковых систем о человеке в межличностном общении.
В случае с ребенком с ограниченными возможностями, у которого собственные ресурсы познания сильно снижены, мы стремимся за короткие сроки дать ему как можно больше, а также зацепиться за любой его интерес, который мог бы направлять его по пути развития и адаптации к современной жизни. И в этом смысле компьютер обладает высокой притягательной силой
При этом очень важно соблюдать нормы работы для разных возрастных групп и технику компьютерной безопасности. Планируя игры на компьютере, учитывают психофизические особенности ребенка, тему занятия. Например, на занятиях по дифференциации эмоций, ребенок выполняет задания на распознавание эмоций. Наблюдая за ребенком, видно он эмоционально реагирует на то, что может самостоятельно изобразить лицо радостное, печальное, злое, удивленное. Результат появляется быстро, поэтому можно дольше удерживать ребенка в рамках целенаправленной деятельности, активного мышления. При возникновении ошибки, ее легко исправить – это положительно влияет на детей с двигательными и произвольноволевыми проблемами.
Недостаточно, чтобы ребенок просто освоил игру, важно чтобы все возможные навыки он мог использовать в реальной жизни. Коррекционно развивающая работа направлена на то, чтобы в конечном итоге – научить ребенка жить в обществе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)